В россии устанавливается новый государственный строй

Сегодня предлагаем информацию: "В россии устанавливается новый государственный строй" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Содержание

В России устанавливается новый государственный строй

Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов заявил, что в России в этом году установился новый государственный строй, главными характеристиками которого являются полное отсутствие демократии, экономический спад и тотальный рост цен. Этот новый строй Илларионов назвал «своизм».

2005 год стал для России годом выхода из числа демократических стран, сказал Андрей Илларионов, сославшись на индекс, выведенный международной организацией «Фридом Хаус». «В 2005 году Россия перестала быть демократической и свободной страной. – сказал Иларионов. — Россия оказалась несвободной наряду с такими странами, как Афганистан, Алжир, Бруней, Ангола, Азербайджан, Камбоджа, Центрально-африканская республика, Чад, Таджикистан, Тунис». В экономике также все идет на спад. По словам Илларионова, цены за пять лет в среднем выросли больше чем в два раза, инфляция не укладывается в прогнозы, и на этом фоне госкомпании поднимают голову. «Происходит эволюция российского государства, появление нового собственника, которого можно было бы назвать корпорацией, назначение в государственной компании представителей государства и начало действий этих компаний в соответствии не только с экономическими критериями», — сказал советник президента.

В определении Андрея Илларионова, 2005 год можно назвать годом корпорации, картеля или бригады. При этом советник президента не нашелся, как назвать тот строй, который установился в России, и применил доселе неведомый термин. «Я бы позволил себе такой неологизм, что ключевым определением идеологии для такой корпоративистской модели является «своизм», т.е. отношение к другому субъекту как к своему. – сказал Илларионов. — Это идеология трансформируется в то, что уже получило некоторые права в нашем языке под названием «нашизм». Главным оружием нового государства стало энергетическое. По мнению Андрея Илларионова, оно используется не только для защиты, но чаще для нападения. Энергетическое оружие советником президента также было названо в числе одной из главных афер года. В целом компания РАО «ЕЭС» России пять раз попала в черный список Андрея Илларионова.

Какой политический режим сейчас в России

Содержание статьи

  • Какой политический режим сейчас в России
  • Что такое многопартийная система
  • Какая правовая система в России

Официально установленный политический режим современной России и его особенности

Государственный строй Российской Федерации установлен и закреплен в Конституции. Это документ, обладающий наибольшей юридической силой. В 3 статье Конституции сказано, что Россия является страной правящего народа, иными словами, демократическим государством. Народ управляет страной через органы власти, а также через органы местного самоуправления.

[3]

Власть в России разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это, как и равенство граждан перед законом, является основополагающим принципом правового государства. Главой Российской Федерации является президент, также действует двухпалатный парламент, правительство и суды, в которых высшими инстанциями являются Конституционный и Верховный суды.

Таким образом, политический режим в России можно охарактеризовать как демократический, форма правления в которой – смешанная республика с элементами президентского и парламентского правления.

Федеральное устройство

Россия по своему устройству является федерацией, и ее составные части, субъекты, могут формировать собственные органы государственной власти, находящиеся в подчинении у верховной власти и имеющие определенные полномочия по управлению субъектом. В настоящее время, с 2014 года, в состав России входят 85 субъектов федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 3 города федерального значения. Двое представителей каждого субъекта федерации, по одному от исполнительной и судебной власти, входят в Совет Федерации.

Многонациональное и светское государство

Россия является многонациональным государством. В Конституции РФ также сказано, что политика страны направлена на создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни и свободное развитие ее граждан. Россия также является светским государством и не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Религиозные объединения отделены от власти и равны перед законом.

Многопартийность

Россия признает многопартийную систему. Несмотря на то что правящей партией является Единая Россия, все партии имеют право быть зарегистрированными и участвовать в политической гонке на выборах. В данный момент существует около 75 политических партий в Российской Федерации. По результатам выборов меняется соотношение представителей партий в Государственной Думе.

Особенности государственного устройства Российской Федерации. Система государственной власти

Сущность нашего государства, основы экономического строя, правовое положение личности, а также порядок и взаимодействие государственных органов определяет гл. 1 Конституции РФ. Так, ст. 1 (п. 1) гласит, что Российская Федерация — Россия есть демо­кратическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В ст. 10 закреплен важнейший принцип организации власти в демократическом государстве — принцип разделения ее на законо­дательную и судебную. При осуществлении законодательной дея­тельности государственными органами реализация конституционного принципа разделения властей стала одной из целей правотворче­ской и правоприменительной деятельности. Конституционный прин­цип разделения власти влечет создание государственных органов, представляющих каждую из ветвей власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ). Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11).

На федеральном уровне система государственных органов вы­глядит следующим образом:

• законодательная власть — Федеральное Собрание РФ, которое является высшим представительным органом страны; основная его функция — формирование законодательства;

• исполнительная власть — Правительство РФ, которое возглавляет систему органов исполнительной власти; основное направление его деятельности — исполнение законодательных актов;

• судебная власть — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, главная задача которых — обеспечение легитимности, осуществление правосудия на основании законов и в опреде­ленной законом форме.

Особенностью государственной системы власти является то, что Президент РФ входит в структуру государственной власти, но в то же время не включен в систему разделения власти. Главной его зада­чей является обеспечение согласованного функционирования и взаи­модействия всех органов ветвей власти. В процессе этого взаимо­действия сторон регулирование их отношений находит отражение в издаваемых в установленном порядке федеральных законов, рег­ламентах палат Федерального Собрания РФ, указах Президента РФ. Президент РФ является главой демократического федеративного пра­вового государства с республиканской формой правления.

Согласно ст. 32 Конституции РФ в управлении делами государ­ства имеют право участвовать граждане России. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депу­татов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[5]. B ст. 5 перечислены следующие избирательные права гражданина России на выборах депутатов Государственной Думы:

Читайте так же:  Когда введут электронные трудовые книжки

• гражданин России, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу;

• гражданин России, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, вклю­чая установление итогов голосования и определение результа­тов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном законом;

• гражданин России, проживающий или находящийся за преде­лами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы.

• депутатом Государственной Думы может быть избран гражда­нин России, достигший на день голосования возраста 21 год;

• гражданин России, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории России, обладает равными с иными гражданами России пра­вами на выборах депутатов Государственной Думы;

• не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осу­ществлении других избирательных действий гражданин России, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

• не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий граждан­ство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное про­живание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования не­снятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Россий­ской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и не­погашенную судимость за указанное преступление;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосо­вание на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

[2]

4) гражданин России, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегист­рирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, ес­ли голосование на выборах депутатов Государственной Думы состо­ится до истечения установленного судом срока.

В ст. 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[6] приведен сле­дующий перечень избирательных прав граждан России при выборах Президента РФ:

• гражданин России, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать Президента РФ, участвовать в вы­движении кандидатов на должность Президента РФ, предвы­борной агитации, наблюдении за проведением выборов Пре­зидента РФ, работой избирательных комиссий, включая уста­новление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в по­рядке, установленном законом;

• Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

• гражданин России, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории России, обладает равными с иными гражданами России правами на выборах Президента РФ;

• не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях гражданин России, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

• не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин России, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд;

• гражданин России, в отношении которого вступил в силу при­говор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказа­ние предусмотрено федеральным законом, не может быть за­регистрирован в качестве кандидата на должность Президента РФ, если голосование на выборах Президента РФ состоится до истечения установленного судом срока.

Согласно ст. 5 Конституции РФ Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов. Они являются равноправными субъектами. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти России и органами государственной власти субъек­тов Федерации, равноправии и самоопределении народов в стране. Все субъекты Федерации равноправны во взаимоотношениях с феде­ральными органами государственной власти.

Часть 3 ст. 11 Конституции РФ позволяет провести разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Феде­рации, руководствуясь Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Организация государственной власти в субъектах Федерации яв­ляется актуальной задачей. Основу этого процесса составляют кон­ституции и уставы субъектов Федерации в соответствии со ст. 5 Конституции РФ. Так же, как и государство, они имеют свою кон­ституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ вправе иметь свой устав и законодательство. Конституции и уставы субъектов Федера­ции регулируют отношения, связанные с организацией государствен­ной власти: основные принципы построения и функционирования системы государственной власти субъекта Федерации; отношения, связанные с порядком образования и функционирования государ­ственных органов, их виды, структуру, правовой статус, формы дея­тельности органов государственной власти, издаваемые ими акты.

Система органов государственной власти республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов устанавливается субъектами Федерации самостоя­тельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполни­тельных органов государственной власти, установленными феде­ральным законом.

В отличие от основного принципа деятельности органов госу­дарственной власти России (разделение власти), органы субъектов Федерации дополнительно подчиняются принципу разграничения полномочий между органами государственной власти России и ор­ганами власти субъектов Федерации, выделения предметов их раз­дельного ведения. Часть 2 ст. 76 Конституции РФ определяет, что по предметам совместного ведения органов государственной власти России и органов власти субъектов Федерации издаются федераль­ные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

В конституциях и уставах субъектов Федерации закреплены об­щие принципы административно-территориального устройства: рес­публика, область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ (на 1 января 2009 г. численность субъек­тов Федерации составляла 83 субъекта). Они обладают собственной территорией; вопросы административно-территориального устройст­ва субъекта Федерации являются компетенцией самого субъекта; территория субъекта не может быть изменена без его согласия, одна­ко в ряде уставов предусмотрено, что такое согласие может быть получено путем проведения референдума среди жителей территории (см., например, ст. 38 Устава Ставропольского края от 12 декабря 1994 г., ст. 12 Устава Курганской области от 16 декабря 1994 г., ст. 8 Устава Ленинградской области от 27 октября 1994 г.).

Изменения в государственном строе России

4) Революция 1905-1907 гг., несмотря на свое поражение, заставила царизм пойти на некоторые изменения в государственном строе. Было положено начало к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

23 апреля 1906 г. правительство опубликовало «Основные законы Российской империи» т.е. своего рода конституцию. Ст. 4 провозглашала, что императору принадлежит верховная самодержавная власть. Это означало, что император был главой исполнительной власти. И как глава исполнительной власти он не был ограничен никакими законами. Но законодательная власть в стране уже не принадлежала всецело императору. Законодательная власть по ст. 7 теперь осуществлялась царем «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». Царь не мог теперь принимать законы без их обсуждения в Думе. Но, тем не менее, ни один закон не приобретал силы без императорского утверждения. Таким образом, последнее слово было за императором. В период прекращения работы Государственной Думы царь мог издавать чрезвычайные указы, имевшие силу законов. «Основные законы Российской империи» — это первая Российская конституция. Хотя с этим согласны не все ученые, некоторые считают, что это была фиктивная конституция. И все же следует считать эти Законы Конституцией, так как они подводили итог изменениям в государственном строе России. Создание Госдумы, реорганизация Госсовета, реорганизация Совета министров — это новое в государственном строе России.

Читайте так же:  Студенческий кредит в сбербанке на обучение как взять, условия

Государственная Дума. По первоначальному проекту от 6 августа 1905г. (был разработан Булыгиным) Государственная Дума должна была избираться на основе цензового представительства от 3-х курий. Цензовая система лишала избирательных прав значительную часть населения: рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию. Дума планировалась как законосовещательный орган. Положение о Думе определяло ее большую зависимость от императора. Однако обострение политической ситуации потребовало пересмотра проекта. Октябрьская забастовка 1905 г. заставила царя издать Манифест от 17 октября 1905 г., а в декабре 1905 г. изменить положение о выборах. По Положению о выборах от II декабря 1905 г. был значительно расширен круг избирателей. Практически все мужское население в возрасте старше 25 лет (кроме солдат, студентов, поденных рабочих, и кочевников) получило избирательные права. Но выборы по-прежнему не были прямыми, (они были многоступенчатыми) и они были не равными для избирателей разных курий.

Выборы проходили по 4 куриям, причем, сначала выбирали выборщиков. По первым двум куриям – двухступенчатые. Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем от волостного схода – на уездный съезд уполномоченных, затем, от уездного съезда избирались выборщики в губернское избирательное собрание. По землевладельческой (помещичьей) курии I выборщик от 2 тыс. чел., по городской — от 4 тыс., по крестьянской — от 30 тыс., по рабочей — от 90 тыс. Представительство от рабочих было трехступенчатым.

С началом революции царизму понадобилась сильная исполнительная власть. Совет министров в октябре 1905 г. был реорганизован, до этого он был совещательным органом при царе, теперь он стал постоянно действующим органом во главе с председателем Совета министров. К нему перешли функции упраздненного в 1906 г. Комитета министров. Совет министров еще не стал «буржуазным кабинетом», т.е. министры назначались Царем, были ответственными только перед ним. На западе в это время правительства уже формировались парламентами, в России же царь мог в любой момент уволить любого министра.

Кроме того, был создан Совет государственной обороны (координировал деятельность военного и военно-морского министерств).

Органы управления на местах практически не подвергались изменениям, но был усилен карательный аппарат царизма. Почти вся территория страны была объявлена на военном положении, либо на положении чрезвычайной или усиленной охраны. Это значит, что власти получили право задерживать всех подозрительных лиц, приостанавливать издания газет, журналов и т.д., закрывать торговые и промышленные предприятия, высылать неугодных в ссылку. На этих территориях создавались военно-полевые суды. (Положение о военно-полевых судах от 19 августа 1906г.) Эти суды не являлись постоянными органами. Они создавались для рассмотрения конкретных дел, причем немедленно, по возможности в течение суток с момента совершения деяния. Они рассматривали дела в порядке «упрощенного» судопроизводства – ни защиты, ни обвинения, ни следствия. Почти все приговоры признавали одну меру — расстрел. Приговор приводился в исполнение не позже суток. Суд состоял из пяти человек, назначенных командиром части.

Реформы в армии.

Вводятся новые железнодорожные войска, авиационные и химические части. Сокращены сроки службы (до 3-х лет в пехоте, 4-х лет в остальных войсках). Вместо троичной, четверичная организация (в дивизии 4 полка, в полку 4 батальона, в батальоне 4 роты, в роте 4 взвода). С 1911 г. все юнкерские училища были переведены в разряд военных училищ. Увеличилось число военных училищ. В 1914 г. созданы школы прапорщиков. Перешли к территориальной системе комплектования войск.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общественно-экономический строй современной России

Прошло уже 20 лет с момента реставрации капитализма в России, а по сию пору среди политически активной и думающей части нашего общества ведутся споры – что за общественно-политический строй установился нашей стране. Давайте не будем гадать на кофейной гуще и заниматься демагогией, а посмотрим, что говорит по этому поводу наука. Единственно объективной наукой, исследующей законы социально-экономического развития общества, является марксизм. Вот на него мы и будем далее опираться в своих рассуждениях.

Марксизм четко и недвусмысленно дает характеристики капитализма:

  • товарный характер производства,
  • частная собственность на средства производства,
  • рабочая сила становится товаром.

Имеют ли место все эти перечисленные явления у нас в России?

Действительно, продукция в нашей стране сейчас вся производится не для собственного потребления производителей, а для ее последующей продажи на рынке, т.е. является товаром, а такое производство и называется товарным производством.

Видео (кликните для воспроизведения).

Частная собственность на средства производства (т.е. землю, заводы, станки, оборудование и т.п.) у нас в России не просто есть, она даже отражена в основном законе нашей страны – см. ст.8 п.2, ст.9 п.2 Конституции РФ.

Замечание для наших читателей – не следует смешивать, как это часто еще бывает, частную собственность с личной собственностью и собственностью вообще. Это принципиально разные понятия. Частная собственность это только такая собственность, которая используется в процессе производства товаров или услуг и позволяет присваивать чужой труд, т.е. эксплуатировать других людей. Например, автомобиль может быть личной собственностью, если он принадлежит гражданину и этот гражданин его использует для своих поездок. Но если гражданин сдает принадлежащий ему автомобиль другому гражданину в аренду, при том, что арендатор автомобиля использует этот автомобиль для зарабатывания денег, из которых часть отдает собственнику автомобиля за аренду, то такой автомобиль становится частной собственностью арендодателя. Т.е. по сути своей частная собственность это не конкретная вещь, а право эксплуатации, право присвоения чужого труда, право паразитирования за счет других. Именно поэтому частную собственность и хотят уничтожить коммунисты, считая ее основным виновником всех бед любого классового общества.

Последний признак капитализма в нашей стране тоже имеет место — рынок рабочей силы и его прямое и обязательное следствие — безработица у всех перед глазами. Человек, его интеллектуальные и физические силы, после перестройки стал в России товаром, который продают и покупают. За одинаковую работу уплачивают зачастую разные деньги в зависимости от спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

В итоге, все три вышеуказанные признака в сегодняшней России налицо. Следовательно, в России самый настоящий капитализм. И все рассуждения о том, что это не так, всего лишь следствие невежества или сознательного обмана рассуждающих.

Марксизм делит историческое развитие капитализма на несколько стадий, последняя из которых, высшая стадия, называется империализмом. Империализм имеет 5 признаков:

  • концентрация производства и образование монополий,
  • финансовая олигархия (слияние банковского капитала с промышленным),
  • вывоз капитала превалирует над вывозом товаров,
  • образование международных монополистических союзов капиталистов, поделивших между собой мир,
  • закончен территориальный раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами.

Концентрация производства и монополии это сосредоточение в руках одного или немногих капиталистов целых отраслей или даже ряда отраслей народного хозяйства страны. Примеров в сегодняшней России можно привести много:

  • «Газпром», подконтрольный клану Путина, является, безусловно, единственным монополистом всей газовой и частично нефтяной отраслей страны;
  • торговые сети «Ашан», «Окей», «Магнит» и др., фактически поделившие всю торговую сферу в нашей стране;
  • олигарх О.Дерипаска — контролирует вместе с Вексельбергом и швейцарцами всю алюминиевую отрасль нашей страны от его добычи до производства продукции из алюминия, его компания РУСАЛ в недавнем прошлом – мировой лидер алюминиевой промышленности; имеет значительную долю в энергетической, автомобильной, металлургической и страховой отраслей России.
Читайте так же:  Региональный материнский капитал в мурманской области

О наличии и широком распространении в России финансовой олигархии, т.е. сращивания банковского и промышленного капиталов, известно всем. Приведем только пару примеров:

  • тот же Дерипаска контролирует еще и банк «Союз»; http://www.rbc.ru/persons/deripaska.shtml
  • еще один олигарх В.Вексельберг, владеющий значительной долей нефтяного сектора экономики России, долей алюминиевой отрасли, одновременно является и председателем совета директоров банка МФК. http://www.rbc.ru/persons/vekselberg.shtml
  • олигарх М.Фридман владеет значительной долей нефтяного сектора России и контролирует «Альфа-банк», совладелец финансово-промышленного консорциума «Альфа-групп» http://www.rbc.ru/persons/fridman.shtml

Только совершенно аполитичный человек не слышал об одной из главных проблем нашей страны – о вывозе капитала, который «бежит» из России с такой скоростью, что непонятно, как вообще в стране что-то еще остается. Не далее как вчера лидер партии «Справедливая Россия» Миронов предложил даже ввести новую пошлину на вывоз капитала, чтобы как-то остановить бегство денег из страны. По официальным данным в 2010 г. из страны «утекло» 33,6 млрд. долл, в 2011 г. уже 84,2 млрд. долл.! И это только по официальным данным. Неофициальные же цифры выше в разы!

[1]

Международные монополистические союзы капиталистов (сейчас они называются «транснациональные корпорации» и «транснациональные банки»– ТНК и ТНБ) тоже хорошо известны всем, напомним только некоторые из них, глубоко «запустившие свои руки» в экономику нашей страны: British Petroleum (BP), Siemens, Deutsche Bank, «Nestle», «Дженерал моторс», и др.

«ТНК обеспечивают более 50 % мирового промышленного производства. На долю ТНК приходится более 70 % мировой торговли. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби, контроль над промышленностью.» (Википедия)

Территориальный раздел мира между крупнейшими мировыми капиталистическими державами был закончен еще в начале 20 века, что замечательно доказал В.И.Ленин в 1916 году в своей работе «Империализм как высшая стадия капитализма», указав уже тогда, что основной причиной 1-й мировой войны явился передел мира ведущими империалистическими державами. Вторая мировая война переделила мир еще раз. А разрушение мировой социалистической системы 20 лет назад можно считать третьим переделом мира, в ходе которого все бывшие страны социализма стали капиталистическими колониями крупнейших империалистических держав. Судя по всему, мир сегодня вплотную подошел в четвертому мировому переделу, но когда он начнется, как будет происходит и чем завершится, разумеется, не может прогнозировать никто.

И опять мы наблюдаем, что все пять признаков империализма имеют место в полном и широком объеме не только в России, но и во всей мировой капиталистической системе. Следовательно, говоря о капитализме в России, мы можем указать, что российский капитализм, как и вся мировая система капитализма, находятся в стадии загнивания, в стадии империализма.

Какое же место в мире капитализма занимает Россия?

Со всей определенностью можно сказать, что Российская Федерация к крупнейшей капиталистической державе, диктующей свою волю другим странам мира, явно не относится, это страна колониальная, страна так называемого периферийного капитализма. Всеми тенденциями развития в России управляет иностранный капитал, капитал крупнейших европейских стран и США. Российский капитал может отстаивать свои интересы ровно на столько, насколько они не противоречат интересам иностранного капитала. Именно он определяет основные принципы функционирования российской экономики и политики, в том числе и социальной. О политической независимости России можно говорить только с очень большой натяжкой и то только потому, что у нее еще осталось от СССР ядерное оружие и сохранились некоторые космические технологии. Об экономической независимости России не может быть и речи, мы за 20 лет по многим жизненно-важным для населения страны позициям утеряли даже государственную безопасность (например, в области производства продуктов питания, в фармакологии и т.п.).

Интересна также трансформация и с формой буржуазного правления, которая произошла в России с начала реставрации в ней капитализма после разрушения СССР. Начавшись как типичная буржуазная президентская демократическая республика, форма российского государственного управления все более и более скатывалась к авторитарному президентскому правлению, до тех пор, пока не закрепилась в этом качестве окончательно (период президентства В.Путина), урезав по максиму все демократические и политические свободы для российского населения. Буржуазный парламент (Госдума) в современной России имеет более декоративные функции, чем законодательные. Его задача – создавать в стране видимость демократии. Сходство с царским самодержавием здесь налицо. Не напрасно критики политики Путина частенько говорят о президентском самодержавии, некоторые основании для такого утверждения, безусловно, имеются.

То, что мы имеем сегодня в России, можно назвать как периферийный капитализм в стадии империализма в форме буржуазной республики с авторитарной системой президентского правления с сильно урезанными буржуазными демократическими и политическими свободами.

Все это мы, коммунисты, должны хорошо понимать, чтобы верно оценивать современную политическую ситуацию в стране и предвидеть вероятные пути ее развития, а также осознавать свою ответственность перед своей страной и народами, ее населяющими.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В России устанавливается новый государственный строй

Итак, современная демократия как политический режим включает в себя:
1) право народа участвовать в политике в форме выборов и референдумов;
2) соблюдение верховенства закона;
3) политическую конкуренцию (многопартийность);
4) право меньшинства влиять на принятие властных решений — политическую оппозицию;
5) свободу получения и распространения информации.

Политическая система, действующая в таком демократическом режиме, обеспечивает гражданам порядок — справедливость и свободу. Поэтому она признается гражданами легитимной. Граждане, объединенные в народ, хотят ее сохранения и воспроизведения и готовы защищать ее от любых посягательств извне (агрессия, «мягкое» давление, зарубежные попытки вмешательства во внутренние дела, в том числе и через международные институты) и изнутри (сепаратизм, проявления экстремизма, узурпация власти различными группами — олигархией, бюрократией и пр.). Это значит, что народ никому не уступает свою высшую власть, которая называется суверенитетом.

Суверенная демократиявысшая, независимая власть народа.

Установив основные понятия, с помощью которых можно описывать политическую систему, определив ее основные цели и задачи, а также типы режимов ее функционирования, мы переходим к изучению нашей российской политической системы. Главные вопросы, на которые мы должны будем ответить, таковы:

как и на основании чего возникла современная политическая система в России;
каковы основные черты российской государственности;
кто и как участвует в политическом процессе;
как взаимодействуют государство и гражданское общество в России;
в каких режимах функционировала наша политическая система и каким может и должен быть оптимальный для России режим.

Судебная власть России состоит из судов трех видов юрисдикции:

суда Конституционного, который устанавливает соответствие Конституции всех законов, нормативных актов, договоров между органами власти и нератифицированных международных договоров;
судов гражданской, уголовной и административной юрисдикции во главе с Верховным судом;
судов арбитражных во главе с Высшим Арбитражным, которые рассматривают экономические споры хозяйствующих субъектов.
Читайте так же:  Компенсация расходов сотруднику

К судебной власти Конституция РФ относит и прокуратуру.
Члены всех высших судов и Генеральный прокурор назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Федеральные судьи назначаются самим Президентом в соответствии с законом.

Словарь ключевых понятий и терминов, использованных в главе
Государственная Дума — нижняя палата российского парламента, состоящая из 450 депутатов.

Гражданское общество — общество граждан, которые организуют свою деятельность, создавая государство, осуществляя самоуправление на местах и образуя независимые организации по своим интересам.

Легитимность — одобрение и поддержка законной власти народом.

Местное самоуправление — уровень власти, принадлежащей гражданам страны и не входящей в систему государственной власти.

Парламент (Федеральное Собрание) — высший орган законодательной власти в России по Конституции, принятой в декабре 1993 г.

Президент — глава Российского государства, согласно Конституции 1993 г.

Совет Федерации — верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя (от исполнительной и представительной властей) от каждого субъекта Федерации.

Суверенитет — высшая власть в государстве и независимость государства в отношениях с другими государствами.

Съезд народных депутатов — высший орган власти в Российской Федерации в период 1992—1993 гг.

Государственный строй России ХVI в.

Особенности государственного строя Росси в период сословно-представительной монархии. Сущность и назначение органов государственного управления – Боярской Думы и Земского собора. Распределение полномочий между центральными и местными учреждениями.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.06.2010
Размер файла 19,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственный строй России ХVI в.

Государственный аппарат России формировался постепенно, в ходе объединения земель вокруг Московского княжества и образования единого централизованного государства, развивался и усложнялся по мере упрочнения государства, изменения экономики и социальной структуры общества, внутренней и внешней обстановки. История государственных учреждений — это часть отечественной истории. Она помогает понять особенности, закономерности развития Российского государства и общества.

В данной теме я хочу раскрыть особенности государственного строя Росси в период сословно-представительной монархии, суть органов государственного управления — Боярской Думы и Земского собора, показать, как распределялись полномочия между центральными и местными учреждениями.

Важнейшими социально-экономическими процессами, происходившими в России в ХVI в., были:

o завершение объединения русских земель и складывания единого централизованного государства, существенно увеличившего свою территорию, численность и многонациональный состав населения;

o вступление феодализма в период зрелости и изменение формы государственного устройства (раннефеодальная монархия сменилась сословно-представительной);

o завершение перехода от дворцово-вотчинной к приказной системе управления;

o превращение в результате аграрного переворота поместной системы землевладения в ведущую форму, что обусловило обострение отношений внутри класса феодалов;

o продолжение политики закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе.

1. Увеличение власти царя

Изменился также статус монарха. Теперь великий государь всея Руси стал именоваться царем. Титул царя по тогдашним понятиям резко возвышал его над всей титулованной русской знатью и приравнивал в положении с западноевропейскими императорами. Сам царь издавал уставы, уроки, судебники, назначал на высшие государственные должности, был высшей судебной инстанцией.

Венчание Ивана IV на царство в 1547 г. происходило в преддверии больших реформ, когда взаимные обиды и государственное «неустройство», духовный кризис и увеличение налогов, злоупотребления в боярской среде и аппарате требовали достижения общественного согласия. Московское восстание 1547 г. вызвало в душе царя страх. 27 февраля 1549 г. девятнадцатилетний Иван IV созвал первый Земской собор. В царских палатах, в присутствии бояр, церковных иерархов, дворян, государственных служащих, царь выступил с программной речью о путях выхода страны из кризиса. Этот собор называют «Собором примирения»: хотя Иван Грозный и обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, чинимых ему в его малолетство, но призвал всех жить в согласии и объявил о подготовке новых Судебнике и реформ.

К таким реформам некоторые «вольнодумцы» того времени готовы были отнести ограничение власти царя. Так, в «Беседе Валаамских чудотворцев», явившейся откликом на Стоглавый собор 1551 г. говорилось, что царь должен править вместе с князьями и боярами и прочими моряками.

Однако сам Иван IV свое наследованное право на престол и полноту власти считал своими нерушимыми прерогативами. Он иронически относился к сословно-представительному строю Англии.

Так, в 1570 г. в письме Елизавете, королеве Англии, он издевательски подчеркивал ее зависимость от третьего сословия. Раздражали его и идеи князя А.М. Курбского, ратовавшего за усиление боярской аристократии. Реакцией царя на подобные идеи и явилась опричнина.

В 1565 г., когда Иван IV учредил опричнину, этим он хотел свести к нулю сословные притязания на «хождение во власть». Эта реформа была аграрным переворотом середины XVI в.; ее суть — перераспределение земель бояр в пользу дворянства, ликвидация независимости крупного феодально-вотчинного княжеского землевладения и укрепления центральной власти. Но, хотя учреждение опричнины сильно укрепляло именно неограниченное самодержавие, царь, решая многие государственные вопросы, не мог обойтись без обращения к знатным представителям верхних сословий.

В XVI в. по-прежнему выдвигалась идея укрепления авторитета верховной власти, причем и церковью, и общественной мыслью, и самими государями. Ходила легенда о происхождении русской царской династии от римского императора Августа (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.).

Вопрос о характере и сути государственной власти обсуждался в переписке Ивана IV с князем Курбским (1528-1583). О единодержавии писал Грозный князю Курбскому следующее: «…горе царству, коим владеют многие!», а в ответ на письмо князя Иван IV изложил свое кредо самодержавца: неограниченность воли монарха, ибо она санкционирована церковью и богом.

Необходимость сильной самодержавной власти отстаивал в своих сочинениях писатель-публицист И.С. Пересветов. Он осуждал боярское самоуправство, отстаивал сильную царскую власть: «Государство без грозы, что конь без узды».

2. Боярская дума и земские соборы

В ХVI в. и особенно в ХVII в. Боярская Дума пополнилась за счет менее знатных людей — родственников и приближенных царя. В годы опричнины (1565-1572) была создана земская Боярская Дума, которая управляла «земщиной».

Боярская Дума обладала функциями:

o законодательными — разработка, обсуждение и принятие законов;

o судебными — являлась первой инстанцией по политическим делам, наиболее крупным должностным преступлениям и местническим спорам, рассматривала дела, которые не могли быть разрешены в приказах и жалобы на руководителей центральных и местных учреждений;

o военно-административными — назначение воевод, контроль за деятельностью приказов, формирование из членов Боярской Думы комиссий, которые по поручению царя «ведали Москву» во время его отъездов в действующую армию, на богомолье;

o дипломатическими — рассматривала вопросы внешней политики, выносила приговоры относительно войны и мира, из членов Боярской Думы составлялись «ответные» комиссии для переговоров с иностранными послами, члены Боярской Думы посылались в посольства.

Боярская Дума обсуждала все вопросы внутренней и внешней политики обычно с царем.

В период сословно-представительной монархии сохраняется Боярская Дума. Сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма сложилась в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть царя на этом этапе еще не достигла такой силы, чтобы стать абсолютной.

Боярская Дума решала важнейшие государственные дела. Она была законодательным органом. Так, ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. провозглашала приговор Боярской Думы необходимым элементом законодательства. В указах того времени говорилось: «Царь приговорил со всеми боярами» или «Царь указал, и бояре приговорили», «Уложил царь со своими боярами».

Читайте так же:  Повышенная стипендия студентам целевого набора - новая инициатива министерства образования

Боярская Дума утверждала новые налоги, руководила приказами, надзирала за местным управлением.

Значение Боярской Думы как высшего органа управления в течение ХVI в. не было одинаковым: укрепляя свою власть, цари стремились ослабить значение боярской аристократии. Заседания Боярской Думы проходили, как правило, в Граповитой палате Московского кремля.

В середине ХVI в. из Боярской Думы выделилась «ближняя дума» (позже «избранная рада»), состоящая из узкого круга верных царю людей. С ее помощью Ивана IV провел ряд важнейших реформ. Но в период опричнины экономическая и политическая мощь боярской аристократии была подорвана, влияние Боярской Думы ослаблено. Но после смерти Ивана IV в конце ХVI в. значение Боярской Думы как высшего органа власти вновь возросло.

В ХVI в. в России возник принципиально новый орган государственного управления — Земский собор («земский» означало «государственный»). Земский собор — это совещание представителей «всех земель», или всей русской земли. Соборность решения важнейших политических, военных, судебных и иных вопросов стала неотъемлемой чертой общественной жизни Руси второй половины ХVI в. Сословные соборы явились действенным средством укрепления царской власти и вообще монархии.

В состав Земского собора входили царь, Боярская Дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), то есть кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская Дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям города. После этого составлялись сословные выборные списки. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне, и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.

Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — Золотой палате или Столовой избе. Земский собор еще называли «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Можно, условно, выделить три этапа развития соборной деятельности:

o первый заканчивается с пресечением династии Ивана IV;

o второй по времени совпадает с нарастанием суеты, когда цари стараются «оформить» свое восшествие на престол решениями этих органов;

o с 1613 г. до середины ХVII в. длится третий этап — сначала единение монархии и соборов, а затем их отмирание.

Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва — восстание горожан в Москве в 1547 г.

На основе имеющихся документов историки полагают, что Земских соборов состоялось около 50.

Созванный в 1598 г. Собор избрал на царство Бориса Годунова. Стоглавый собор 1551 г. — собор русской церкви, созданный по инициативе царя и митрополита. Свое название он получил потому, что его решения были сформулированы в ста главах, отразивших перемены, связанные с централизацией государства. На основе местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список святых.

По всей территории унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Собор 1566 г. был наиболее представительным с социальной точки зрения. На нем сформировались пять курий, объединявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и хулиганство). Основной вопрос, который он решал, — вопрос о Ливонской войне.

В марте 1584 г. умер Иван IV и на престол вступил его сын Федор. Политика Ивана Грозного не устранила духовных и идеологических проблем русского общества, а лишь способствовала их умножению. Экономическое положение страны, истощенной Ливонской войной, было крайне тяжелым. Более склонный к церковной жизни, Федор практически отдал власть родственнику жены, Борису Годунову. После смерти Федора, не оставившего наследников, трон захватил Борис Годунов. Началась династическая чехарда, на троне поочередно сменялись Годунов, Лжедмитрий, Шуйский, и все это происходило на фоне сильнейшего духовного и социально-экономического кризиса, углубившегося в начале ХVII в. голодом, движениями холопов, восстанием И. Болотникова и иностранной интервенцией. Этот период (до 1613 г.) именуют Смутным временем.

Начиная с царя Федора сами монархи закрепляли восшествие на трон в решениях Земских соборов. Появились так называемые крестоцеловальные записи, которые утверждались на соборах и содержали характеристику прав и обязанностей царей и подданных.

Государственный кризис достиг апогея в 1610-1611 гг. Вконец разоренное государство распалось, страна погибала. В этих условиях в народном ополчении К. Минина и М. Пожарского действовали собственные государственные органы, приказы.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ополчении существовал «совет» из представителей различных сословий, была собственная Боярская Дума и Освященный собор. В октябре 1612 г. народное ополчение освободило Москву от интервентов и изменников. Из столицы по землям и городам были разосланы грамоты с приглашением присылать депутатов для устроения государства. 21 февраля 1613 г. на царский трон был избран Михаил Федорович Романов. Началось трудное возрождение страны.

Собор 1613 г. не был распущен, а действовал постоянно до 1615 г., решая вместе с монархом и его окружением государственные дела. Это было весьма удачным совмещением монархических, аристократических и земских начал управления страной. Новый Земский собор 1616 г. действовал до 1619 г., в дальнейшем соборы действуют почти непрерывно, решая вопросы войны и мира, дипломатических отношений, налогообложения, посадского строения и т.д. В 1649 г. на соборе было утверждено Соборное уложение, в 1651 г. и 1653 г. соборы одобрили воссоединение Украины и России. Собор 1653 г. был последним собором полного состава (впоследствии собрались сословные совещания, но к концу ХVII в. перестают действовать и они).

3. Центральное и местное управление

Источники


  1. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
  4. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
  5. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
В россии устанавливается новый государственный строй
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here