Участковый полиции — правовой статус, права, обязанности

Сегодня предлагаем информацию: "Участковый полиции — правовой статус, права, обязанности" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

В соответствии со ст. 25 Закона «О полиции» сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное Законом «О полиции».

Можно также выделить ряд атрибутивных особенностей статуса сотрудника полиции:

Служба в органах полиции регулируется как собственно Законом «О полиции», так и Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] .

В соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел. » служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены соответствующими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ.

Права и обязанности сотрудника полиции в настоящее время складываются из прав и обязанностей именно как сотрудника правоохранительного органа и как государственного служащего. Первый объем изложен в гл. 3 Закона «О полиции» и направлен на регулирование внешних отношений, когда сотрудник полиции взаимодействует с гражданами и юридическими лицами при выполнении своего профессионального предназначения. Второй объем закреплен в гл. 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел. » и связан с регулированием внутренних служебных отношений.

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным российским законодательством, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Устанавливается предельный возраст поступления на службу в ор ган ы в нутр е н н их дел:

  • 1) для замещения должностей в органах внутренних дел — 35 лет;
  • 2) для поступления в образовательные учреждения высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме — 25 лет.

Граждане, поступающие на службу в полицию, проходят в обязательном порядке психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

[2]

Не могут быть приняты на службу в полицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Ограничение распространяется на граждан с погашенной или снятой судимостью. Более того, не могут служить в полиции граждане в случае прекращения в отношении их уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Не может поступить на службу в полицию гражданин, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Для поступающего в полицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности без присвоения специального звания.

Как было отмечено выше, обязанности и права полиции закреплены в гл. 3 Закона «О полиции». Их условно можно обозначить единым термином — «полномочия». Разделим их на группы. В первую группу полномочий следует включить обязанности и права, которые полиция исполняет по отношению к гражданам, их правам и интересам. К таковым, в частности, относятся полномочия:

• принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных

правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

  • • прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
  • • оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
  • • обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах.
Читайте так же:  Возврат расходов на медосмотр при приеме на работу

Данную группу полномочий объединяет их характер — содействие гражданам в реализации ими своих прав и интересов.

Следующая группа полномочий в зависимости от цели — предупредить возможное правонарушение — следует именовать контрольно-предупредительные. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

Следующая группа полномочий носит пресекательный характер, единственная их цель — пресечение правонарушения. К таковым будут относиться полномочия:

  • • осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
  • • пресекать административные правонарушения;
  • • содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием;
  • • осуществлять административное задержание;
  • • применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие.

Полиция также наделена юрисдикционными полномочиями, т.е. полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу.

Необходимо отметить, что приведенные сгруппированные полномочия лишь в общем представляют объем прав и обязанностей полиции. Закон «О полиции», как уже отмечалось, существенно детализирует полномочия полиции, поэтому их перечисление заняло бы значительный объем учебного пособия. Кроме того, полиция руководствуется также федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Об оружии», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и многими другими.

Полиция — правовой статус, полномочия

Регулярно сотрудники органов внутренних дел (полицейские) совершают героические поступки, рискуя своей жизнью ради других граждан.

Основным законом, регламентирующим права и обязанности полицейских является Федеральный закон «О полиции»

Полиция — это правоохранительный орган, основной задачей которого является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Важная задача полиции заключается в том, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (статья 1 Федерального закона «О полиции»).

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Предусмотренные законом направления деятельности полиции

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  4. розыск лиц;
  5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  6. обеспечение правопорядка в общественных местах;
  7. обеспечение безопасности дорожного движения;
  8. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  9. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Обязанности и полномочия полиции

В соответствии с Законом «О полиции» на полицию возлагаются следующие основные обязанности и полномочия:

Новые права полиции

Внесенными изменения в закон «О полиции» расширились полномочия полицейских. Основанными правами полиции являются:

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

С изменениями и дополнениями от:

8 сентября 2016 г.

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции*(1).

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».*(7) При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:

5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.

5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).

Читайте так же:  Оплата больничного листа после увольнения

5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации*(2) настоящего приказа и Наставления.

5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

*(1) Далее — «Наставление».

*(2) Далее — «органы внутренних дел».

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 13, ст. 1528; N 47, ст. 6633; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. ст. 4160, 4233, 4238. Далее — «Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[1]

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.

Регистрационный N 27763

Усовершенствована организация деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП). Утверждены наставления УУП.

Участковый призван стать ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений, безопасность массовых мероприятий.

Детализированы и уточнены права и обязанности участковых уполномоченных, а также их руководителей. Как и прежде, участковые работают с заявлениями граждан, проводят рейды, обходы, проверяют неблагополучных жителей, выявляют пьяниц и наркоманов, проверяют чердаки и подвалы.

Новым является то, что участковых нельзя привлечь к выполнению функций, связанных с проверками по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции. Участкового можно привлекать к ряду мероприятий только в тех случаях, когда нет возможности заменить его другими сотрудниками.

Детально прописана работа УУП, которые чаще всего сталкиваются с населением. Закреплено, что должен иметь при себе участковый во время выполнения им служебных обязанностей. Он должен вручить жителям на своем участке визитную карточку, на которой обозначены его контактные данные (приведена ее форма). Визитки изготовят за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, участковых обеспечат служебным автомобилем и мобильной связью.

Сокращен оборот служебной документации. Это должно упростить работу УУП, даст возможность больше времени уделять общению с гражданами. Установлено, какая именно документация должна находиться у участкового.

Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утратила силу.

Текст или статус документа будет изменен. — Приказ от 29 марта 2019 г. N 205

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.

Регистрационный N 27763

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 27 марта 2013 г. N 65

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 8 сентября 2016 г. N 526

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Правовое положение и организация деятельности участковых уполномоченных полиции

На протяжении многих веков служба участковых уполномоченных полиции в России имеет особое значение. Слово «участковый» в словосочетании «участковый уполномоченный» происходит не только от слова «участок», но и от слова «участие». А в связи с тем, что служба участковых уполномоченных – единственная служба, за которой нормативно закрепляются территории обслуживания, участковый уполномоченный – это сотрудник правоохранительных органов, который участвует не только в жизнедеятельности населения, но и индивидуально подходит к каждому лицу, проживающему на участке, который он обслуживает. Обращаясь к истории, отметим, что первым прообразом участковых были квартальные надзиратели, которые наблюдали за внешним порядком, освещением улиц и дворов, своевременным открытием и закрытием торговых заведений в пределах городского квартала. За всю свою многолетнюю историю служба претерпела значительные изменения – от названия должности (от участкового квартального надзирателя до участкового уполномоченного полиции) до подведомственности тому или иному подразделению (охраны порядка, уголовного розыска, профилактики) [1] .

В настоящее время служба участковых уполномоченных полиции (далее также – УУП) – это обновленная, претерпевшая серьезную реорганизацию служба, входящая в состав ГУОООП МВД России, подразделений МВД республик, ГУ (У) МВД России по субъектам РФ, территориальных органов МВД России, выполняющая возложенные на нее задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [2] .

Одним из основных нормативных документов, устанавливающих правовую основу деятельности УУП, является Наставление по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденное приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166.

[3]

Участковый уполномоченный полиции – это сотрудник полиции, осуществляющий оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Участковый уполномоченный назначается на должность (освобождается от должности) начальником территориального органа МВД России по представлению заместителя начальника (начальника полиции), который в свою очередь подбирает и обучает участковых уполномоченных полиции и организует их наставничество.

С сотрудником, претендующим на должность УУП, заключается контракт, в котором указываются права и обязанности сторон, условия службы и выполнения должностных обязанностей, социальные и иные гарантии, основания и порядок расторжения контракта.

Читайте так же:  Пособия на детей студентов в декрете

На период отсутствия УУП, по предложению старшего участкового уполномоченного полиции, его обязанности по обслуживанию административного участка исполняет другой участковый уполномоченный на основании приказа начальника территориального органа МВД России.

В органах внутренних дел на каждые две должности УУП вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции, который также является сотрудником полиции, осуществляющим оперативно-служебную деятельность па должности среднего или старшего начальствующего состава. Наряду с обслуживанием административного участка, старший участковый уполномоченный организует работу подчиненных ему УУП, координирует их взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, а также по итогам работы участковых уполномоченных (по результатам деятельности подчиненных за месяц, квартал, полугодие

и год) вносит предложения руководству территориального органа МВД России об их поощрении либо о наложении дисциплинарных взысканий.

В целях усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности на административных участках и создания и обучения резерва УУП начальником территориального органа МВД России может вводиться в штатное расписание территориального органа МВД России должность помощника участкового уполномоченного полиции. Должность помощника УУП вводится из следующего расчета: на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника УУП. Помощник участкового уполномоченного полиции является сотрудником полиции, который состоит на должности младшего начальствующего состава и пользуется правами УУП, за исключением права выносить постановления по делу об административном правонарушении.

Обязанности и права УУП, старшего участкового уполномоченного, а также помощника участкового уполномоченного, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Согласно ведомственным нормативным актам на УУП возлагается обширный круг обязанностей не только в сфере профилактики правонарушений, но и в области обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, безопасности дорожного движения, обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц и т.д.

В целях эффективного выполнения возложенных на него обязанностей участковый уполномоченный пользуется правами, регламентированными Федеральным законом «О полиции», которые можно разделить на две группы:

Основное содержание деятельности УУП составляют предупреждение и пресечение различных видов административных правонарушений, которые представляют собой деятельность по разрешению дел об административных правонарушениях и применению соответствующих санкций. Иными словами, основное направление деятельности УУП можно определить как административно-юрисдикционное, обусловленное сбором и оценкой полученной информации, наличием фактов правонарушения, документированием выявленных фактов, проведением административного расследования, рассмотрением и принятием решений по установленным фактам, исполнение постановлений о назначении административных наказаний [3] .

Таким образом, участковый уполномоченный полиции при реализации своих обязанностей составляет протоколы об административных правонарушениях, выносит определения о возбуждении дел об административном правонарушении и проведении административного расследования, выносит постановления по делам об административных правонарушениях, о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа по составам, предусмотренным п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоЛП РФ.

Помимо составления перечисленных процессуальных документов, участковый уполномоченный при обслуживании административного участка ведет следующую служебную документацию, за ведение и качественное оформление которой несет персональную ответственность.

  • 1. Паспорт на административный участок, где накапливается и изучается информация:
    • • о социально-экономических, демографических и других особенностях административного участка;
    • • состоянии преступности и общественного порядка;
    • • наличии общественных объединений правоохранительной направленности;
    • • иные сведения.

Паспорт на административный участок заводится сроком на пять лет и является (по заполнении) документом для служебного пользования.

  • 2. Паспорт на жилой дом (жилые дома), где фиксируются сведения о лицах, проживающих на участке. Этот паспорт также является по заполнении документом для служебного пользования. Участковый уполномоченный полиции несет персональную ответственность за сохранность информации, содержащейся в паспорте на жилой дом (жилые дома).
  • 3. Журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений, который предназначен для регистрации заявлений (сообщений) граждан, полученных УУП в ходе осуществления приема населения или иных обращений граждан к нему.

Допускается ведение вышеперечисленной служебной документации в электронном виде с использованием автоматизированных систем при условии применения сертифицированных программных и программно- аппаратных средств, ограничивающих свободный доступ к информации.

4. Книга отзывов и предложений граждан, предназначенная для изучения мнения населения о работе УУП. Книга отзывов и предложений граждан размещается на информационном стенде, расположенном в коридоре (холле) участкового пункта полиции.

С записями в книге отзывов и предложений граждан производят ознакомление и ставят соответствующую отметку об ознакомлении:

  • 1) ежеквартально – начальник территориального органа МВД России;
  • 2) ежемесячно – его заместитель – начальник полиции и заместитель начальника полиции по охране общественного порядка;
  • 3) один раз в 10 дней – старший участковый уполномоченный полиции.
  • 5. Книга замечаний и предложений проверяющих, которая предназначена для осуществления контроля за деятельностью УУП со стороны должностных лиц.

Служебная документация, за исключением книги отзывов и предложений граждан, хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном помещении участкового пункта полиции. Обращаем внимание, что участковому уполномоченному запрещается оставлять на рабочем столе в период его отсутствия служебную документацию, кроме книги отзывов и предложений граждан, а также полученные для исполнения служебные материалы.

Помимо перечисленного выше, в участковом пункте полиции находятся:

  • • Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции;
  • • списки похищенных вещей, предметов, автомототранспорта, а также списки лиц, находящихся в розыске;
  • • списки старших по подъездам.

Участковый уполномоченный полиции, исходя из поставленных перед ним задач, несет персональную ответственность за состояние общественного порядка и проведение профилактической работы на закрепленном за ним административном участке, размеры и границы которого определяются (пересматриваются) начальником территориального органа МВД России.

К основным факторам, которые учитываются при определении (пересмотре) размеров и границ административного участка, относятся: особенности территории – района, города и иного муниципального образования; состояние оперативной обстановки; численность населения (в том числе сезонно проживающего на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также в местах массового отдыха населения).

Читайте так же:  Льготы работникам образования

Следует отметить, что Наставлением по организации деятельности участкового уполномоченного полиции, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166, не определено количество лиц, которые должны проживать на административном участке, обслуживаемом УУП, как это было прописано в ранее действовавшей Инструкции но организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом МВД России от 16.09.2002 № 900 [4] .

Административный участок, с присвоенным ему номером, закрепляется за УУП приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года. Юридическое значение процедуры принятия и закрепления за УУП административного участка представляет собой возложение на участкового уполномоченного всей полноты ответственности за жизнь и здоровье граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, реализацию в полном объеме их прав и свобод, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

Основными формами несения службы УУП являются:

  • 1) проведение профилактического обхода обслуживаемого административного участка с целью изучения оперативной обстановки на нем;
  • 2) осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений с целью реализации прав граждан на обращение в государственные органы, а также получения оперативной информации;
  • 3) проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете. Цель этой работы – предупреждение и пресечение правонарушений на обслуживаемом административном участке;
  • 4) проведение отчетов перед населением о проделанной работе. Цель – информирование населения об оперативной обстановке и проделанной работе, а также получение информации об оценке населением деятельности УУП и территориального органа МВД России.

Участковому уполномоченному полиции отведена ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию. В связи с тем что эта служба является связующим звеном органов внутренних дел с населением, приоритетным направлением в деятельности УУП является взаимодействие как с гражданами, так и с общественными объединениями, организациями, органами местного самоуправления и государственными органами. Целью сотрудничества с населением на обслуживаемом участке является контроль оперативной обстановки. Организационные формы участия населения в охране общественного порядка весьма разнообразны – это и индивидуальное участие (внештатное сотрудничество, доверенные лица) и коллективное участие (добровольные народные дружины, казачьи народные дружины, общественные пункты охраны порядка). Особую роль в работе УУП с населением играют внештатные сотрудники полиции, привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе.

Поддержка со стороны сознательных членов общества – одно из важных условий эффективной деятельности УУП по предупреждению и пресечению правонарушений, охране прав и законных интересов граждан. В свою очередь, все формы и методы работы УУП доступны для наблюдения и оценки со стороны населения, что является одним из приоритетных показателей при осуществлении контроля за деятельностью участковых уполномоченных со стороны должностных лиц, которым участковые уполномоченные подчинены по службе.

Участковый полиции — правовой статус, права, обязанности

Участковый принимает участие в обеспечении правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, розыске преступников и т.д. Кроме того, он уполномочен проводить профилактический обход жилых помещений, в том числе с правом в отдельных случаях проникать в жилища граждан помимо их воли.

Основные права и полномочия участкового (участкового уполномоченного полиции) закреплены в Федеральном законе «О полиции» и в Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденным Приказом МВД России N 1166.

Участковый уполномоченный – это сотрудник полиции, осуществляющий оперативно-служебную деятельность на закрепленной части территории муниципального образования, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне закрепляется определенный административный участок. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.

Деятельность участкового направлена на:

  • защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений;
  • производство по делам об административных правонарушениях.

Формы несения службы участковым уполномоченным полиции:

  1. Проведение профилактического обхода административного участка.
  2. Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений.
  3. Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.
  4. Проведение отчетов перед населением о проделанной работе.

При несении службы участковый уполномоченный полиции обязан иметь при себе:

  1. Служебное удостоверение.
  2. Нагрудный знак и специальный жетон с личным номером.
  3. Огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.
  4. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.
  5. Средства ограничения подвижности.
  6. Средства связи.
  7. Свисток.
  8. Служебный портфель или папку.
  9. Бланки документов, необходимых для оформления результатов деятельности.
  10. Рабочую тетрадь.

Обязанности и права участкового полиции

Полномочия участкового закреплены в Законе о полиции.

В соответствии с требованиями закона участковый полиции обязан:

Права участкового уполномоченного полиции

Участковый уполномоченный полиции для выполнения возложенных на него обязанностей пользуется такими же правами как и сотрудник полиции.

Порядок проведения профилактического обхода уполномоченным полиции

Участковый может проводить профилактический обход только в форменной одежде. Профилактический обход участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять ежедневно.

При посещении квартиры (жилого дома, комнаты) участковый обязан:

  • представиться, назвать свою должность, звание, фамилию;
  • предъявить по требованию гражданина в развернутом виде служебное удостоверение;
  • сообщить цель посещения, вручить визитную карточку;
  • проинформировать о местонахождении участкового пункта полиции, комнаты приема населения, днях и часах приема граждан.
Читайте так же:  Алименты от детей на содержание родителей

Участковый не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, за исключением конкретных случаев, предусмотренных законом.

Основания проникновения уполномоченным полиции в жилище граждан без их согласия

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут:

  • осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения;
  • войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Кроме того, уполномоченный полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в следующих случаях:

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • для пресечения преступления;
  • для установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения.

Важно. В соответствии с положениями статьи 12 УПК РФ в остальных случаях сотрудники полиции вправе осмотреть квартиру (жилой дом, комнату) только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыскать жилище и изъять искомые предметы — только на основании судебного решения.

Административная деятельность полиции

Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции

Широта и разносторонность обязанностей и полномочий статуса участкового уполномоченного, его близость к населению дают основание утверждать, что участковый уполномоченный, являясь представителем полиции, олицетворяет ее на административном участке. Данный тезис находит подтверждение также и в том, что, выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный реализует практически все, за редкими исключениями, направления деятельности полиции, обозначенные в ст. 2 Федерального закона «О полиции».

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного являются:

  1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. выявление и раскрытие преступлений;

производство по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, в пределах своей компетенции участковый уполномоченный при несении службы на административном участке участвует:

  1. в обеспечении правопорядка в общественных местах;
  2. розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также пропавших без вести;
  3. идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, и в идентификации неопознанных трупов;
  4. розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
  5. контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  6. обеспечении безопасности дорожного движения на административном участке.

Участковый уполномоченный анализирует оперативную обстановку на территории своего административного участка, отслеживает ее изменения и принимает меры к ее нормализации. Необходимо отметить важную роль профилактики преступлений и правонарушений, поскольку совершение преступлений и правонарушений на обслуживаемом участке означает осложнение оперативной обстановки и требует выработки и реализации дополнительных мер по ее нормализации. В то же время качественная профилактическая работа не только способствует снижению числа преступлений и правонарушений, но и создает необходимые условия для соблюдения прав и свобод граждан и обеспечения общественной безопасности.

Одна из отмеченных особенностей правового статуса участкового уполномоченного — профилактический характер его деятельности. Выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный осуществляет различные профилактические мероприятия как общей, так и индивидуальной направленности. Основные формы несения службы участковым уполномоченным:

  1. проведение профилактического обхода административного участка, включающего в себя, прежде всего, посещение квартир граждан и проведение с ними бесед, направленных на предупреждение преступлений (квартирных краж, угонов и др.) и правонарушений, в том числе в семейно-бытовой сфере, а также на получение сведений о лицах, склонных к нарушениям общественного порядка, для проведения дальнейшей профилактической работы с этими лицами;
  2. проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, включающей в себя: проведение с ними профилактических бесед; наблюдение за их поведением, образом жизни, кругом общения; опросы их родственников, соседей и других лиц; применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактическом учете и нарушающим установленные правила поведения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимо отметить, что проведение участковым уполномоченным индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, — это часть осуществляемых им специальных надзорных мероприятий в отношении определенных категорий лиц, т.е. часть специального административного надзора, осуществляемого им.

Источники


  1. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.

  2. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  3. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  4. Омельченко, О. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве; М.: Эксмо, 2011. — 576 c.
  5. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Участковый полиции — правовой статус, права, обязанности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here