Социальные нормы на потребление электроэнергии не затронут льготников всего лишь в первый год

Сегодня предлагаем информацию: "Социальные нормы на потребление электроэнергии не затронут льготников всего лишь в первый год" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Льготы по оплате электроэнергии в 2019-2020 году

Оплата жилищно-коммунальных услуг тяжким грузом ложиться на плечи и кошельки большинства граждан страны. Суммы в квитанциях растут, а доходы за ними не поспевают. Поэтому льготы на электроэнергию и иные виды ЖКУ ныне востребованы, как и субсидии.

Люди стараются использовать любую возможность снизить платежи. О том, кому предоставляются льготы в 2019-2020 году, далее в статье.

Что такое льготы и чем они отличаются от субсидий

У государства есть социальная функция. Она обязывает его заботиться о гражданах, которые не в силах сами оплачивать свои потребности. В частности, для некоторых категорий устанавливается льготный тариф на электроэнергию.

Иногда люди путают эту преференцию с субсидиями. Но это разные вещи.

Кому положены льготы

Необходимо понимать, что часть платежей ложиться на бюджет. К примеру, если гражданину установлена преференция в 50%, то ее поставщику услуг обязано возместить государство. Причем плательщиком является регион, а не федеральный бюджет.

Из этого следует, что категории граждан, которым устанавливаются льготы, назначает региональное правительство своим актом. Они могут различаться в зависимости от субъекта РФ . Однако есть такие категории людей, которым повсеместно назначены преференции. Их и рассмотрим.

Нижеследующие категории могут не попасть в льготные. С целью уточнения следует изучать документы регионального правительства.

Участники Великой Отечественной войны и боевых действий

Людей, рисковавших жизнью за Родину, в стране уважают. Им положено больше всего преференций, в том числе по оплате ЖКУ . Группа, называемая «участники ВОВ » довольно обширна.

Она делится на подгруппы. Для каждой устанавливаются свои преференции: только льготнику или всей семье.

Уменьшение платежей зависит от конкретной категории. Так, половину установленной нормы на одного человека могут оплачивать:

Есть заслуженные граждане, льготы которых учитываются на всю семью. К ним относятся:

Для них скидка составит 50% на нормы потребления всего семейства.

Преференции можно получить только на одну квартиру: по прописке или по фактическому проживанию.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Следующая большая группа граждан, считающихся социально незащищенными. Скидки на электроэнергию для этих людей в 2018 году немного изменились. Процент преференций остался прежним — 50%. Изменения произошли в методике подсчета, отчего их платежи немного возросли. К этой категории относятся:

  • инвалиды всех групп;
  • дети-инвалиды.

Преференция в половину платежа по норме потребления действует на всю семью, в которой живет этот льготник.

Другие категории

Каждый регион волен расширить список лиц, за которых платит бюджет. Так, в некоторых субъектах федерации скидки предоставляются:
  • многодетным семьям (от трех несовершеннолетних деток и более);
  • Ветеранам труда, являющимся пенсионерами;
  • ликвидаторам аварий на Чернобыльской и других АЭС ;
  • близким родственникам ликвидаторов.

В среднем каждая категория имеет 50% скидку. Однако у ликвидаторов она распространяется на всех членов семьи. Их близкие родственники (если проживают отдельно) пользуются ею только сами. Для многодетных преференции разнятся в зависимости от региона. Их величина варьируется от 30 до 70%.

Малообеспеченные семьи тоже могут претендовать на скидки. Но они установлены не во всех регионах.

Кто не оплачивает счета за электроэнергию

Есть граждане, пользующиеся 100% скидкой. Необходимо понимать, что она распространяется на нормативы, а не всю использованную электроэнергию. К 100% льготникам относятся:

  • кавалеры ордена Трудовой Славы;
  • Герои Социалистического труда;
  • Герои Советского Союза или России;
  • дети-сироты или дети, оставшиеся без родительского попечения.

Пенсионеры, не попадающие в одну из категорий, льготами не обладают.

Нормы потребления

Подтверждение преференций

Любые скидки на тарифы начинают действовать только после того, как гражданин о них заявит. В случае с электроэнергией необходимо отправиться в компанию, обеспечивающую население электричеством.

При себе необходимо иметь следующие бумаги:

  • паспорт;
  • удостоверение, подтверждающее категорию;
  • справку о составе семьи, с указанием площади помещений;
  • квитанции об оплате.

На приеме у специалиста нужно будет заполнить заявление. Оно имеет установленную форму. Граждане могут найти бланк на официальном сайте компании и заполнить его самостоятельно дома. Кроме того, необходимо оставить вместе с заявлением копии удостоверений, подтверждающих категорию. Оно проверяется, так как доплачивать будет бюджет.

С конца 2018 г. граждане освобождены от обязанности документально подтверждать отсутствие у них задолженностей при формировании первичного или повторного пакета документов для оформления льгот. Такую информацию будут запрашивать сами чиновники по своим межведомственным каналам связи.

Скидки начнут действовать на следующий месяц после даты подачи заявление. Должникам льготные тарифы не устанавливают.

Пример подсчета

Продемонстрируем логике скидок на примере одинокого инвалида. Допустим, он проживает в квартире, оборудованной электроплитой Норма для этого гражданина — 80 кВт/ч.

Скидка будет учитываться по следующей логике:

  1. Если израсходовано менее указанной нормы, то оплатить придется 50% использованной электроэнергии. Когда показания счетчика 60, то считается так: :60 кВт х 50% = 30 кВт.
  2. Если израсходовано более нормы (пусть это будет 130 кВт), то подсчет иной. Необходимо для начала вычесть из общих показаний норматив: 120 — 80 = 50. По льготе будет 50%. Следовательно, платить на общих основаниях придется за 40 кВт из 80 кВт. К ним следует присовокупить потребление, превышающее норму. 40 кВт + 50 кВт = 90 кВт.
  3. В деньгах на март 2017 года:

90 кВт х 3,52р. = 316,80 р. (здесь 3,52 — цена за киловатт).

Нужно внимательно смотреть на распространение скидки: назначена она только льготнику или всей семье.

Региональные отличия

Скидки и преференции устанавливает местная власть. Из-за этого тоже бывает путаница. К примеру, в столице к льготникам относятся одинокие пенсионеры. А в области таким людям никаких скидок на электроэнергию не установлено.

Есть еще категории граждан, подпадающие под сниженные тарифы. К ним относятся:

Чтобы точно определиться с размерами преференций и категориями граждан, нужно посмотреть постановления правительства региона. Обычно эту информацию размещают на официальных сайтах как органа власти, так и компании, предоставляющей услуги.

Гражданам, не уверенным в своих правах, рекомендуется обратиться к поставщику электроэнергии. При себе имейте все документы. Если льготник не может пойти в офис компании, за него это позволено сделать родственнику или социальному работнику.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Читайте так же:  Кому и зачем подавать декларацию ндфл-3

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Социальная норма льготы

Как применяется соц норма к льготной категории граждан?

В соответствии с проектом приказа РЭК-ДЦТ КК об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Краснодарского края также в первый год применения социальной нормы весь объем потребления электрической энергии оплачивается по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность) в пределах социальной нормы для следующих домохозяйств:

  • в которых проживают семьи, отнесенные в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации к категории многодетных семей;
  • в которых проживают семьи, имеющие в своем составе инвалидов;
  • в которых проживают семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов;
  • в которых проживают семьи, отнесенные к категории замещающих семей, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.

Получатели пенсии по случаю потери кормильца не относятся к данной категории льготников.

Применение льготы при расчете социальной нормы в течение 2017 года.

В комплексе для расчета заведены следующие группы льгот:

1) Одиноко проживающие пенсионеры – справка из пенсионного фонда

2) Многодетные семьи – справка из соцзащиты

3) Семьи, имеющие в своем составе инвалидов – справка из медико-социальной экспертизы

4) Семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов – справка из медико-социальной экспертизы

5) Семьи, отнесенные к категории замещающих семей – свидетельство об усыновлении (удочерении).

Отправка документов, подтверждающих льготу, через систему интернет-обслуживания с регистрацией (Личный кабинет) на сайте АО «НЭСК»

Процесс прикрепления и отправки файлов происходит в личном кабинете в блоке «Отправить новые» вкладки «Документы для соц.нормы» и идентичен загрузке файлов через форму системы интернет-обслуживания без регистрации.

Гражданине-потребители могут видеть ранее отправленные по лицевому счету документы в блоке «Ранее переданные документы». Указан их тип и дата отправки.

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Читайте так же:  Льготы отцу-одиночке

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

[2]

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

Видео (кликните для воспроизведения).

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Введение норм потребления электроэнергии: рост тарифов и сокращение льгот?

Что случилось?

В планах российского правительства уже с 2019 года установить для бытовых потребителей так называемую социальную норму потребления электроэнергии. Журналисты выяснили, что вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак дал поручение главам Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС подготовить соответствующие проекты нормативных документов. Сделать это чиновники должны до середины января следующего года. Кроме того, чиновники рассматривают возможность упразднения льгот по оплате электроэнергии в домах, оборудованных электрическими плитами и негазифицированных, а также для сельских жителей. Сейчас эти две категории потребителей платят за свет по пониженным тарифам.

Кстати, аналогичную схему введения дифференцированных тарифов по электроэнергии Правительство РФ уже предлагало в 2013–2014 годах, но там схема была еще жестче нынешней, как отмечают эксперты.

Социальные нормы потребления энергопотребления

Суть этой меры заключается в том, что при превышении гражданином потребления минимальной установленной нормы электричество будет обходится ему существенно дороже: при превышении лимита резко вырастают тарифы. Чиновники, как уже было сказано раньше, остановились на более щадящем для населения варианте. Потолок социальной нормы они намерены зафиксировать на уровне 300 кВт/ч. Такая норма потребления будет установлена «по точке потребления», то есть не на каждого человека, а на семью или любую группу людей, проживающих в одной квартире.

  • в пределах 300 кВт/ч будет оплачиваться по льготному (стандартному) тарифу;
  • в пределах от 300 кВт/ч до 500 кВт/ч — по повышенному тарифу;
  • свыше 500 кВт/ч — по «экономически обоснованному» тарифу.
Читайте так же:  Региональный материнский капитал в курской области

Чиновники подсчитали и указали в протоколе заседания, что в среднем расход электроэнергии средней российской семьи (2 взрослых и 1 ребенок) составляет 220 кВт/ч, поэтому, как уверены чиновники, в соцнорму уложатся практически все граждане. Проблема только в том, что большинство семей в России не состоит из двух взрослых и одного ребенка. А один человек в среднем по стране потребляет электроэнергии порядка 90 кВт/ч в месяц. Поэтому и средний показатель фактически занижен, особенно для тех домов, где пользуются электрическими плитами. Поэтому очевидно, что если новая схема будет принята и заработает, за электричество россиянам придется платить больше.

Зачем нужно введение дифференцированных тарифов?

Введение социальной нормы потребления населения электроэнергии входит в правитильственную программу по оптимизации льгот. В частности, речь идет о так называемом перекрестном субсидировании — повышения цен для одних групп потребителей в целях снижения тарифов социально незащищенным гражданам. В планах чиновников тратить на субсидии не более 89 млрд рублей в год, но это не получается. Чтобы достичь таакого показателя, придется повысить тарифы ЖКХ для населения сразу на 13,9% в год. И делать это ежегодно. Поскольку такого повышения, к тому же без экономических обоснований, население не поймет, решено организовать вот такое «скрытое» подорожание пока только электроэнергии. Но если план сработает, не исключено появление социальных норм на холодную и горячую воду, а также газ.

Льготы сохранят, льготников сократят

Чиновники заверили журналистов, что продолжат выделять субсидии, в том числе и на оплату электричества, всем гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Однако категории потребителей, приравненных к населению, они намерены сокращать, удалив из перечня:

  • садоводческие и огороднические товарищества;
  • гаражные кооперативы;
  • хозяйственные постройки граждан (сараи и погреба);
  • религиозные организации;
  • жилье при воинских частях;
  • места лишения свободы,

которые сейчас отнесены к бытовым потребителям с соответствующими тарифами. Если их удалят из этого списка, для них будет применятся промышленный тариф, который существенно выше. Кроме того, для сельских жителей и граждан, проживающих в квартирах, оборудованных электроплитами, предусмотрено «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1. Это значит, что льготных тарифов для этих категорий потребителей скоро больше не будет.

Изменились социальные нормы на электроэнергию

С 1 января 2018 вступила в силу новая норма постановления Кабинета Министров Украины № 409 от 6 августа 2014 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания».

Это постановление в первую очередь касается потребителей, которые получают субсидии, имеют определенные льготы или скидки.

Новый документ существенно уменьшает социальные нормативы на электроэнергию для населения. Поэтому в январе всем получателям субсидии сделают перерасчет. Размер обязательного платежа при этом не изменится. Но чтобы не пришлось больше платить из собственного кармана, надо будет уменьшить ежемесячное потребление электричества на целых 20 квт/ч. А жителям квартир без газовых колонок и централизованного горячего водоснабжения соцнорматив урезали на целых 50 квт/ч — с 150 до 100!

Это значит: не уложился получатель субсидии или льготник в соцнорму — за лишние киловатты придется платить из собственного кармана. Превысила семья «лимит» — услуга электроснабжения начисляется по полному тарифу, который в настоящее время составляет 1,67 грн. за киловатт потребленной электроэнергии.

Итак, какие новые соцнормативы для бытовых потребителей электричества действуют с 1 января 2018 года:

Квартиры и дома

По новому закону, в жилых помещениях (домах) с 1 января 2018 года будет действовать социальная норма — 70 кВт/ч в месяц (было 90 кВт/ч) на семью (домохозяйство) с одного человека и дополнительно 30 кВт /ч в месяц на каждого второго члена семьи (домохозяйства), но не более 190 кВт/ч в месяц (было не более 210 кВт/ч в месяц).

Есть электроплита, централизованное горячее водоснабжение

Оборудованные стационарными электроплитами и при наличии централизованного снабжения горячей водой домохозяйства теперь имеют соцнорму 110 кВт/ч в месяц (было 130 кВт/ч) на семью (домохозяйство) с одного человека и дополнительно 30 кВт/ч в месяц на каждого следующего члена семьи на жилое помещение, но не более 230 кВт/ч в месяц (было 250 кВт/ч в месяц).

Электроплиты без централизованного горячего водоснабжения

Для домохозяйств, оборудованных стационарными электроплитами, при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, теперь соцнорма — 130 кВт/ч в месяц (было 150 кВт/ч) на семью (домохозяйство) с одного человека и дополнительно 30 кВт/ч в месяц на каждого следующего члена семьи, но не более 250 кВт/ч в месяц (было 270 кВт/ч).

Без горячей воды и газовых колонок

Если жилье не оборудовано стационарными электроплитами, отсутствуют централизованное снабжение горячей водой и газовые водонагревательные приборы, — 100 кВт/ч в месяц (было 150 кВт/ч) на семью (домохозяйство) с одного человека и дополнительно 30 кВт/ч в месяц на каждого члена семьи, но не более 220 кВт/ч в месяц (было 240 кВт/ч в месяц);

Льготники в селах и поселках городского типа

Для граждан, проживающих в селах и поселках городского типа, которым в соответствии с законодательством государство обеспечивает бесплатное освещение жилья, соцнорма осталась без изменений — 30 кВт/ч в месяц на одного человека.

Ответы на часто задаваемые вопросы для физических лиц

На каком основании размер социальной нормы в период июнь – август увеличивается, а в период февраль – апрель уменьшается?

В соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.05.2014г. № 23/2 в определенных расчетных периодах к социальной норме применяется коэффициент сезонности.

№ п/п Месяц Величина коэффициента сезонности
1 Январь 1
2 Февраль 0,9
3 Март 0,9
4 Апрель 0,9
5 Май 1
6 Июнь 1,1
7 Июль 1,1
8 Август 1,1
9 Сентябрь 1
10 Октябрь 1
11 Ноябрь 1
12 Декабрь 1

В каких случаях и сроках осуществляется перерасчет размера платы по социальной норме?

Перерасчет платы за потребленную электроэнергию при необходимости увеличения социальной нормы осуществляется в течение 10 рабочих дней после получения заявления с копиями подтверждающих документов. Перерасчет производится за истекшие с начала применения социальной нормы периоды, но не ранее возникновения у потребителя основания на изменение величины социальной нормы и за период не более 1 года.

Перерасчет размера платы за электроэнергию при необоснованном увеличении социальной нормы производится за все расчетные периоды, в которых он производился, но не более 1 года (пп. 38-39 Постановления Правительства РФ № 614). При выявления иных зарегистрированных лиц перерасчет осуществляется, начиная с того расчетного периода, в котором такие лица были зарегистрированы в жилом помещении потребителя.

Читайте так же:  Можно ли получить отсрочку от призыва в армию

При уточнении (изменении) состава домохозяйства применяется социальная норма в месяце, следующем за месяцем получения подтверждающих документов.

Перерасчет стоимости электроэнергии в случае уточнения состава домохозяйства осуществляется с месяца, в котором началось применение социальной нормы, но не более чем за 3 предшествующих расчетных периода, а в случае изменения состава домохозяйства — с месяца, в котором произошли изменения состава домохозяйства, но не более чем за 3 предшествующих расчетных периода (п. 44 Постановления Правительства РФ № 614).

Какими документами подтверждается наличие в помещении стационарной электроплиты и/или электронагревательной, и/или электроотопительной установок?

Документы необходимые и достаточные для применения социальной нормы для стационарных электроплит, электроотопительных и электронагревательных установок (п. 34 Постановления Правительства РФ № 614, а также «Информационное письмо Региональной службы по тарифам» (Правительство Ростовской области) от 13.11.2013г. № 5692):

  • Для жилых помещений многоквартирного дома

— проектная документация или технический паспорт многоквартирного дома;
— при наличии, справка об отсутствии централизованного газоснабжения (теплоснабжения).

  • Для жилых домов со стационарными электроплитами

— заявление потребителя с приложением копии техпаспорта на стационарную электроплиту;
— справка об отсутствии централизованного газоснабжения.

  • Для жилых домов с электронагревательными и (или) электроотопительными установками

— справка об отсутствии централизованного теплоснабжения (горячего водоснабжения);
— справка органов местного самоуправления, отвечающих за проведение переустройства или перепланировки, подтверждающая оборудование жилого дома электроотопительными или электронагревательными установками в установленном порядке.

Обратный ток

Сбитый «пилот»

Пилотный проект по соцнормам стартовал в 2013 году. Суть в том, что определяется базовый минимум расхода электроэнергии на одного человека, при этом он платит по низким расценкам, за перерасход плата повышается.

Перейти на повышенные тарифы при этом рекомендовано не менее 30 процентам жителей пилотных регионов. Действия социальных норм распространилось даже на садоводческие товарищества.

В минстрое уточнили, что экспериментом не занимаются. В минэнерго прокомментировали, что экономия электроэнергии не является целью внедрения соцнормы: «Основная задача — снижение перекрестного субсидирования, при котором промышленность, средние и малые компании фактически платят за население, а это негативно сказывается на производственном потенциале России и конечных ценах на товары и продукты».

Однако для промпредприятий в пяти из шести пилотных регионов введение соцнормы обернулось увеличением расходов. «Это значит, цель по стимулированию граждан к энергосбережению в полном объеме не достигнута», — констатируют аудиторы.

[3]

Начиная эксперимент, правительство планировало с 2014 года внедрить обязательную соцнорму по электричеству по всей стране. Но час «X» отложили до 1 июля 2016 года. А в феврале по многочисленным просьбам губернаторов правительство передало внедрение соцнорм на усмотрение главам регионов, объявив это делом добровольным.

Включите Полярную ночь!

После выхода постановления правительства в Республике Коми от соцнорм тут же отказались. Главный аргумент: в северных районах традиционно зимой потребляется гораздо больше электроэнергии, чем в остальной части страны, поэтому людям сэкономить на социальной норме не удастся. Да и о полярной ночи нельзя забывать. Так что с введением соцнормы плата за свет для населения только выросла бы, комментируют в Сыктывкаре.

В Приморье дискуссия о соцнормах была остановлена так и не начавшись, поскольку население, как выразился губернатор края, «реагировало достаточно сложно». В Омской области и в Калмыкии спрогнозировали, что появление соцнормы приведет к общественным протестам, и закрыли тему.

В Хабаровском крае отказ объяснили тем, что более 20 процентов населения края проживает в многоквартирных домах, куда горячая вода подается только зимой, в отопительный период, поэтому в межсезонье потребление электроэнергии на водоподогрев резко возрастает.

В Сибири и на северах зимой стоят морозы 30 градусов, при этом батареи дома чуть теплые.

В Петербурге и Ленинградской области свои причины. Еще осенью Смольный заявил, что не видит в нововведении «экономической целесообразности», поскольку отдельных новых расчетов потребуют не только квартиры с газовыми и электрическими плитами, но также общедомовое имущество: освещение лестничных клеток, работа лифтов.

А многие пермяки, исходя из опыта прошлых лет, считают, что введение соцнормы приведет только к путанице в оплате счетов, росту цен на электроэнергию. Пензенские же власти убеждены, что соцнорма является скрытым повышением платы за электроэнергию, направленным на получение дополнительной прибыли энергетическими компаниями.

Об этом говорит руководитель управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Наталья Клак. Много вопросов у областных специалистов возникло и по расчету базовой нормы потребления электроэнергии для конкретных семей.

В наиболее ущемленном положении оказываются многодетные. У них соцнормы существенно не отличаются от семей из трех человек, а реальные затраты намного выше. Кроме этого возникли расхождения между данными по прописке и по фактическому проживанию семей. «Отсутствие единой базы данных и несогласованность разных ведомств изначально затрудняет введение расчетов», — добавляет Наталья Клак.

Четыре метки от аудиторов

Сомнения и шатания региональных властей по вопросу внедрения соцнорм подтверждаются и выводами аудиторов Счетной палаты на примере конкретной проверки.

Что отметили контролеры?

Первое. Мониторинг пилотных проектов федеральными органами исполнительной власти, которым поручено его проведение, должны образом не осуществлялся.

Второе. Пилотные регионы не сформировали и не актуализировали единую полноценную базу данных о численности семей в жилых помещениях с указанием их адресов.

Третье. В Красноярском и Забайкальском крае не были в срок утверждены регламенты обмена информацией по соцнормам между органами исполнительной власти, ресурсоснабжающими организациями, исполнителем коммунальных услуг и комиссией, созданной для оценки жилых помещений.

Четвертое. Опыт пилотных регионов, как показала проверка Счетной палаты, говорит об отсутствии единого подхода к установлению соцнормы. Наиболее высокая установлена в Орловской области (190 кВтч/чел. в месяц), наименьшая — в Нижегородской области (50 кВтч/месяц). В двух регионах — Красноярском крае и Орловской области — отмечается рост среднедушевого потребления электроэнергии.

Почему сгорела прибыль?

«Та первоначальная редакция постановления правительства, которая была принята, включает условие, что не более 30 процентов населения края или области должны платить при переборе электроэнергии повышенный тариф, остальные 70 процентов — укладываться в нормы», — говорит директор профильного департамента министерства строительства и ЖКХ Кировской области Александр Прокопьев.

Однако при таком подходе реальная экономическая выгода для промышленности невелика -1-2 процента. Поэтому ни промышленности соцнормы не помогут, ни населению, в итоге проиграем все, поясняет Прокопьев.

Кроме того, с помощью низких тарифов можно защитить не все категории граждан. «Тот же олигарх в своей квартире бывает наездами, платит за электроэнергию мало. А многодетной семье в соседнем доме приходится либо экономить на стирке и глажке, либо переплачивать за электричество даже при положенных ей льготах», — добавил Прокопьев. Кировская область, кстати, после долгих дебатов отказалась от введения соцнормы.

Читайте так же:  Все полагающиеся виды выплат при рождении ребенка

Кроме того, выяснилось, что, перед тем как вводить соцнормы, желательно ужесточить ответственность за низкую платежную дисциплину и лишь затем устанавливать обоснованные тарифы для населения. «Людей, которые годами платили за электроэнергию мизерные суммы, быстро не изменишь. И в соцнормы не захотят укладываться, и от повышенной платы при переборе электроэнергии увильнут», — говорит областной чиновник. По его мнению, еще до введения для населения обязательных социальных норм нужно переломить ситуацию с символическими штрафами за хронические неплатежи электроэнергии населением, незаконные «врезки» «жучков» в приборы учета.

Энергетики призывают ввести уголовную ответственность за кражи в крупном размере электроэнергии, но поддержки не находят.

«Суды стоят на стороне потребителей, которые исхитряются использовать самодельные устройства-магниты, счетчики с дистанционными пультами, чтобы красть и не платить за электричество», — перечисляет Прокопьев.

Минэнерго: все не так плохо

В минэнерго уверены, что причин для критики нет. «Во всех регионах, — говорят в министерстве, — где введены или практиковались соцнормы, население реагирует лояльно, в том числе из-за невысокой разницы между тарифами в пределах и сверх соцнормы».

Также в ведомстве считают, что какие-либо корректировки параметров обсуждать преждевременно. И продолжают работу над поиском механизмов решения проблемы перекрестного субсидирования.

Тем временем в Ростовской области сегодня 70-90 процентов населения полностью укладываются в социальную норму. Но для этого постарались власти, тщательно все рассчитав. В итоге установили базовую норму для городских хозяйств в 96 ктВч/месяц, надбавку для села — 90 кВтч/месяц, а за использование электроплит накинули еще 43 кВтч/месяц.

В Орловской области тоже установили достаточно щадящую градацию. Так, базовая соцнорма составляет 190 кВт/ч на одиноко проживающего горожанина и 290 — на такого же сельчанина.

[1]

На второго члена семьи добавляется 50 кВтч, на трех последующих — по 20. Для отдельных категорий населения предусмотрены понижающие коэффициенты. Льготами пользуются многодетные семьи, инвалиды, ветераны боевых действий и т.д. Действующие в регионе нормы позволяют 98 процентам населения в них укладываться.

В Красноярском крае социальная норма потребления электроэнергии оказалась по силам 60 процентам абонентов «Красноярскэнергосбыта». Остальные выходят за ее рамки. Это семьи, имеющие множество энергоемких приборов, перед которыми не стоит задача экономии на электроэнергии.

Срочно нужен «умный» счетчик

«Правительство не должно полностью передавать регионам право определять базовый размер социальной нормы, а задавать ориентиры (с учетом региональных особенностей) на федеральном уровне и следить за их соблюдением», — поделился с «РГ» своим мнением старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев.

На перспективу внедрение социальной нормы по потреблению электро­энергии эксперт связывает с позитивным опытом внедрения «умных» систем учета электроэнергии, позволяющих точно определить объемы получаемой потребителем электро­энергии (и необходимые субсидии на их оплату).

Сейчас такие проекты реализуются в Перми, Центральной России и на Северном Кавказе, но общее число «умных» точек учета невелико и не превышает нескольких сот тысяч. Счетчики могут по нескольку раз в день снимать показания приборов учета и передавать их в автоматическом режиме сетевым компаниям.

Это помогает сократить потери электроэнергии, точно определить средние объемы потребления, заметить и прекратить незаконный отбор электричества в режиме онлайн. С такой интеллектуальной системой учета можно создать стимулы для экономии (или оптимизации) потребления электроэнергии, — например, включать стиральную машинку ночью, когда тариф ниже.

Подобные системы учета позволят быстрее перейти к адресным субсидиям, что позволяет оказывать помощь именно тому, кто в ней нуждается, а не всем подряд. Сейчас социальная норма потребления — это безадресная субсидия. Условно, по 60 кВтч по льготному тарифу. Всем без исключения.

«У нас и электросетевые компании, и потребители могут устанавливать умные счетчики, но поскольку это не является обязательным и не оплачивается в рамках существующих тарифов, процесс идет медленно»,- говорит Кондратьев.

Эффективный и правильный путь, когда счетчики в жилых домах бесплатно устанавливают представители электросетей. И если счетчик собственность компании, то право доступа к нему для снятия показаний сотрудники имеют беспрепятственное. «Страны ЕС, кстати, к социальным нормам на электричество плавно перешли с помощью централизованных счетчиков и адресных механизмов.

Еще одна проблема. Установление социальных норм должно быть выгодно самим энергетическим и сетевым компаниям и региональным администрациям. Первым нужны гарантии от тарифных органов. При условии инвестиций в энергоэффективные мероприятия «не забирать» сэкономленные деньги из тарифов и тем самым не снижать их.

Проще будет и для органов по установлению тарифов считать средние показатели по использованию электроэнергии в тех или иных регионах. Когда идет ее массовое разворовывание, и жители, и промышленные предприятия в итоге вынуждены платить больше.

Тепло подешевеет

В России началась ценовая реформа в теплоснабжении.

Вместо прямого регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения государство будет устанавливать предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя.

Он будет определяться ценой поставки тепла от альтернативного источника, замещающего централизованное теплоснабжение (цена «альтернативной котельной»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Такие изменения предусматривает законопроект, одобренный комиссией по законопроектной деятельности правительства. Предельный уровень цены на тепло, устанавливаемый впервые, может быть утвержден ниже цены «альтернативной котельной». И поэтапно доводиться до ее уровня в соответствии с графиком, утверждаемым на срок не более 5 лет, а в отдельных случаях — не более 10 лет.

Подготовили: Татьяна Зыкова, Мария Волкова, Наталья Граф, Екатерина Дементьева, Алексей Бондарев, Константин Бахарев, Денис Передельский, Анна Чистякова, Мария Голубева, Наталья Саванкова, Руслан Мельников, Ольга Журман

Источники


  1. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

  2. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

  3. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
  4. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
  5. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
Социальные нормы на потребление электроэнергии не затронут льготников всего лишь в первый год
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here