Ситуация в сфере жкх в россии предельно опасна

Сегодня предлагаем информацию: "Ситуация в сфере жкх в россии предельно опасна" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Актуальные проблемы сферы ЖКХ и пути их решения — Интервью с Галиной Хованской

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, как свидетельствуют социологические опросы, традиционно волнуют россиян. Экономический кризис только усугубил ситуацию в этой и без того проблемной сфере: нынешние цены за коммунальные услуги мало того что все меньше обосновываются, так еще и становятся непосильными для значительной части населения. Не случайно вопросы ЖКХ уже попали в центр внимания осенней сессии Государственной думы. Какие проблемы в этой сфере в настоящий момент наиболее актуальны и каковы пути их решения – об этом «НИ» рассказала председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ Галина Хованская. — Галина Петровна, население остро отреагировало на июльское повышение цен на «коммуналку» и появление в жировках новой графы – оплаты за капитальный ремонт. Как сейчас обстоит ситуация в сфере ЖКХ?

– Сейчас самая острая проблема – это введение платы за капитальный ремонт. И сложилась она исторически, потому что 20 лет никто не занимался этой сферой – ни государство, ни граждане не собирали деньги на капитальный ремонт домов. Теперь ситуация изменилась. Но, к сожалению, законодательство приняли такое, что жильцы вынуждены платить в «общий котел» – за капремонт не своего дома, если они не успели открыть счет для своего дома в установленные сроки. Что, с моей точки зрения, нарушает гражданское законодательство. Правда, и этого варианта – с открытием спецсчета – не было бы вообще, если бы в свое время не вмешался премьер-министр и не отправил бы проект на радикальную доработку. Ведь когда я обратила его внимание на эту проблему, документ уже шел на второе чтение.

– Население пользуется предоставленной возможностью активно?

– Несмотря на то что Госдума увеличила сроки принятия решения о способе внесения платежей на капитальный ремонт в два раза, собственники просто либо не знали о новой возможности, либо не успели ею воспользоваться. Ведь во многих регионах власти постарались побыстрее создать регионального оператора и загнать собственников в «общий котел» Сказали им, мол, «вы ни о чем не беспокойтесь, только деньги нам давайте, а мы уж тут сами разберемся, потому что вы ничего не знаете, не умеете и не хотите». Хотя люди, разумеется, в основном понимают, что такое их собственное жилье, его качество, рыночная стоимость. Таким образом, в настоящий момент, насколько мне известно, только 13% собственников смогли открыть спецсчет на ремонт собственного дома, а остальные автоматически платят в «общий котел». И это вызвало серьезное недовольство у населения.

[3]

– Какие последствия для россиян несет в себе введение платы за капремонт?

– Ни для кого не секрет, что в стране экономический кризис: люди теряют работу, идет сокращение рабочих мест, уменьшаются доходы, режутся бюджеты, не выплачиваются премии. Экономическая ситуация резко ухудшилась, в результате возникли сразу два рычага давления на семейный бюджет: сокращение доходов и рост цен. В такой ситуации очень опасно принимать экономические решения, не просчитывая их социальных последствий. Я вижу судебную перспективу обжалования в высших судебных органах схемы «общего котла», которая может быть реализована, если будет грамотно оформлено обращение в суд. Здесь, кстати, хотелось бы отдельно отметить стоимость содержания регионального оператора и всей его рати. Сколько стоят их помещения, оборудование, зарплаты – получается сумма, на которую можно отремонтировать несколько домов.

– А ситуация с неплатежами в сфере ЖКХ как-то изменилась после роста тарифов на эти услуги?

– У нас обычно много кричат о проблемах с неплатежами. Но на самом деле только сейчас, после введения платы за капремонт, произошел серьезный скачок неплатежей граждан. До этого львиную долю триллионного долга в системе ЖКХ составляли так называемые не отключаемые потребители: юрлица бюджетной сферы, тепловики, предприятия экологически опасные в случае отключения… А задолженность граждан составляла максимум 20–25%. Сейчас же рост неплатежей населения произошел именно потому, что люди, попав в «общий котел», просто не понимают, куда и почему они должны переводить свои деньги, почему не могут взять эти деньги раньше, если у них трубу прорвало в подвале или крыша прохудилась, например.

– Почему так резко различаются размеры взноса на капремонт в разных уголках России?

– Но ведь не все дома нуждаются в капитальном ремонте в ближайшее время. Как быть в подобных ситуациях?

– Здесь, скорее, возникает проблема не с новыми домами, а со старыми, которые 40–50 лет не ремонтировали. Напомню, что в законе о приватизации есть норма о том, что бывший собственник обязан провести капитальный ремонт, если он не был проведен на момент приватизации вашего жилья. Мы уже внесли инициативу в Госдуму, которая подразумевает, что собственники, приватизировавшие жилье, не должны платить в подобных домах за капитальный ремонт до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства, как бывший наймодатель.

– Многие задаются вопросом, почему они должны платить сейчас, если их дом по плану будет ремонтироваться только через три-четыре десятка лет?

– Часто приходят старики, которым уже за 80, чьи дома в программах на капремонт стоят через 15–20 лет. И задают вопрос, почему они должны отдавать деньги за ремонт, до которого, скорее всего, не доживут. Поэтому мы внесли еще одну инициативу – освободить одиноко проживающих пенсионеров после восьмидесяти лет от платежей. Кроме того, необходимо ограничить размер общего платежа. Плюс необходимо снять ограничение при выходе из «общего котла». Пока для оформления счета на свой дом нужно две трети голосов собственников дома. Я рекомендую – 50% плюс 1 голос.

– Каким же вы видите будущее платежей за капремонты?

– Я считаю, что в будущем возможна только схема спецсчета для каждого конкретного дома. При этом собственники сами будут принимать решения, когда и как платить – ежемесячно или собирать единовременно в случае возникновения какой-то конкретной проблемы. Мои оппоненты упирают на то, что тогда собственники вообще не будут платить. Но это легко пресечь административными штрафами за отсутствие своевременного ремонта.

– Каковы сейчас финансовые потребности сферы ЖКХ?

– Они колоссальные, и, к сожалению, с учетом кризиса ситуация только ухудшается. Печально, что эти проблемы пытаются решить главным образом за счет населения. Сейчас, например, будет предпринята вторая попытка увеличить пени за долги. Первую попытку наш комитет отклонил. Я неоднократно говорила, что в социальной сфере нельзя делать резких движений. Население у нас терпеливое, что уж говорить. Но не нужно доводить до ситуации, когда народ пойдет протестовать на улицу.

Читайте так же:  Авито заблокировали по ip. что делать

Современное состояние ЖКХ – трагедия российских собственников

Проблемы в сфере жизнеобеспечения страны во многом обусловлены кризисом в ЖКХ. Выходом из кризиса могут стать законодательные решения, принятые как на федеральном, так и на областном уровнях. Георгий РЕЗВОВ, профессор кафедры сервисной экономики УрГЭУ.
Системность кризиса

Современное положение дел в сфере жизнеобеспечения населения России не удовлетворяет ни само население, ни законодательную и исполнительную власть всех уровней. Это обусловлено системным кризисом в социально ориентированной и регулируемой государством жилищно-коммунальной сфере (ЖКХ), который явился результатом преобразований непрофессиональных реформаторов. В итоге жилищно-коммунальная реформа стала трагедией для собственников жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) и пищей для пиара практически всех российских политических партий, особенно в период проведения предвыборных кампаний.

Постсоветская практика руководства сферой жизнеобеспечения населения сегодня наглядно показывает, что чем меньше квалификация законодателя, тем больше он подвержен тактике создания разовых популистских прожектов. Чиновник же по этим прожектам не может профессионально организовать целенаправленную и планомерную работу. Отсюда и постоянные шатания законодательной и исполнительной власти всех уровней, а не поступательное движение к намеченной цели.

Истоки кризиса – в законодательстве

История постсоветского реформирования жилищно-коммунального хозяйства России

началась с принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». В качестве главной задачи реформы он определил переход отрасли ЖКХ на полную самоокупаемость в течение 5 лет. Непрофессиональный прогноз не оправдался. Реальные доходы граждан в новых условиях якобы рыночной экономики России начали снижаться, а бурный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался болезненным для населения. В связи с этим срок перехода к полной оплате потребляемых населением жилищно-коммунальных услуг законодательно был продлен сначала до 10, а затем и до 15 лет, т. е. до 2008 года.

Именно с этого закона и началась череда ошибок непрофессиональных реформаторов, приведшая к современному системному кризису в жилищно-коммунальной сфере. Так, в 1997 году Указом Президента России была утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, согласно которой основными целями реформирования сектора ЖКХ в экономике страны были объявлены следующие:

• увеличить эффективность эксплуатации жилья;
• улучшить условия проживания населения;
• упрочить жилищные права граждан;
• стабилизировать экономическую ситуацию на предприятиях, сняв с них расходы по содержанию социальной сферы;
• увеличить поступление средств в бюджет всех уровней.

Разработку механизма достижения этих целей федеральная власть переложила на органы местного самоуправления, приняв Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этим задача реформирования и координации функционирования ЖКХ была переложена с федерального и регионального уровней на уровень муниципального образования.

На этом федеральный законодатель не остановился. В декабре 2004 года был принят Жилищный кодекс РФ, совершивший своеобразную революцию в сфере жилищных отношений. Вся полнота владения и пользования жильем, а также тяжесть оплаты услуг в сфере жизнеобеспечения населения, включая затраты на не осуществленный государством и ведомствами до приватизации жилья капитальный ремонт, были переадресованы собственникам помещений МКД, т. е. гражданам России – потребителям жилищно-коммунальных услуг. Органы местного самоуправления, как долевые собственники помещений в многоквартирном доме, уравнялись с владельцами МКД в правах и обязанностях и потеряли всю полноту власти в сфере жилищных отношений. Таким образом, государство и муниципалитеты ушли от социальной ответственности в вопросах ЖКХ.

Окончательный удар по социально ориентированной и регулируемой государством сфере жизнеобеспечения населения реформаторы нанесли, приняв Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно закону с 2011 года в сфере управления МКД не должно было остаться ни одной муниципальной управляющей организации, кроме частных управляющих компаний и товариществ собственников жилья. В сфере производства и предоставления услуг ЖКХ должно было быть менее 20 % предприятий государственной и муниципальной формы собственности. В результате этих реформаторских прожектов именно передача в частные руки социально ориентированной и регулируемой государством сферы жизнеобеспечения населения и привела к системному кризису.

Реформа ЖКХ: «болевые точки»
Каковы же основные проблемы, характеризующие системный кризис в жилищно-

коммунальной сфере? Прежде всего, это несовершенство нормативной правовой базы и, как следствие, увеличение правовых рисков, связанных с фрагментарностью и несовершенством существующего законодательства, а также уменьшение доверия населения к государству и его законодательной власти и увеличение социальной напряженности в обществе.

По данным Министерства регионального развития РФ, за период проведения реформы ЖКХ федеральный законодатель принял 158 федеральных законов и 3224 подзаконных акта, регулирующих общественные отношения в сфере жизнеобеспечения населения нашей страны. Их действия в целом можно охарактеризовать как хаотичные, в которых не может разобраться ни один юрист в России. Не могут разобраться в нем и представители всех уровней власти, включая самих законодателей, прокуратуру и судебные органы, и, естественно, простые граждане – потребители жилищно-коммунальных услуг.

Принятая в ходе реформы ЖКХ нормативная правовая база сферы жизнеобеспечения населения нисколько не способствовала оздоровлению жилищно-коммунального сектора экономики России. Напротив, она вносила хаос, являясь источником всевозможных злоупотреблений и прожектерства. Именно поэтому данная проблема требует первоочередного и неотложного решения. И это решение возможно только на федеральном уровне. Сложность связана с отсутствием профессионалов в сфере создания нормативной правовой базы по вопросам жизнеобеспечения населения России в современных политических, правовых и экономических условиях. Это по большому счету и является сегодня основной причиной трагедии российских собственников жилых помещений МКД.

Также необходимо отметить высокий уровень бюрократии и низкую социальную ответственность государства и муниципалитетов, их законодательной и исполнительной

власти и, как следствие, увеличение политических и экономических рисков, связанных с особенностями реформирования и управления сферой жизнеобеспечения населения. Это, в первую очередь, наличие противоречия между необходимостью коренной реконструкции и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и отсутствием должной финансовой поддержки в решении этой проблемы со стороны государства и муниципалитетов. Еще одна причина – технические риски, связанные с высоким уровнем морального и технического износа оборудования и сетей, неисправностью устаревшего оборудования, неэффективной организацией производственной деятельности, а также отсутствием заинтересованности в проведении энергоэффективных мероприятий и внедрении инноваций в процесс управления жилой недвижимостью, производства и предоставления населению услуг ЖКХ.

Не менее важной проблемой является отсутствие цивилизованной конкурентной среды в управлении, содержании и ремонте многоквартирных домов, цивилизованного механизма разрешения спорных вопросов оплаты фактически потребленных жилищно-коммунальных услуг и эффективного механизма, обеспечивающего полноценную защиту прав и законных интересов конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Одной из главных нерешенных задач жилищно-коммунальной реформы остается разграничение функций собственника, заказчика и подрядчика. Это бы позволило создать условия для формирования конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда. У собственников жилья могла бы появиться возможность выбрать организацию, которая способна обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.

Читайте так же:  Права и обязанности супругов

Волевая замена властью муниципальных форм на частные формы управления жилой недвижимостью при отсутствии реальной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг привела к ликвидации управляемости сферы жизнеобеспечения населения на всех уровнях властных структур. В результате сначала власть, а затем и современный российский бизнес переложили ответственность за социально значимую деятельность на этом рынке на собственников – потребителей услуг ЖКХ. Частные управляющие организации стали заказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, реализовывать эти услуги, оценивать их качество и стоимость, а также оплачивать якобы выполненные работы. И все это происходит при виртуальном контроле со стороны государства, муниципалитетов и собственников помещений в многоквартирном доме.

В то же время отсутствие государственной системы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих и специалистов экономического и технического профиля обусловили низкий уровень оперативного управления сферой ЖКХ, сопровождающего ежедневную деятельность частных операторов.

Продолжение статьи читайте в журнале «Энергетика и ЖКХ Урала» №11

Медведев назвал сложной ситуацию в сфере ЖКХ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дает в четверг в прямом эфире традиционное ежегодное интервью журналистам российских телеканалов. Главу кабмина спросили о ЖКХ. Ситуацию в этой сфере премьер-министр назвал сложной.

Ситуация в сфере ЖКХ сложная. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев во время интервью телеканалам.

По его словам, надо убрать МУПы и ГУПы, «вытащить из цепочки», а руководителей наказать, если воруют. Так он ответил на просьбу прокомментировать долги в ЖКХ в размере одного триллиона рублей. Медведев напомнил, что ситуацию с управляющими компаниями «зачистили», ввели лицензирование.

Глава кабмина отметил, что сфера ЖКХ недофинансирована, а общий объем потребности в инвестициях составляет 2-2,5 триллиона рублей. По его словам, правительство приняло решение, что рост тарифов в ЖКХ в 2017 году будет не выше инфляции, которая будет, в свою очередь, не выше 4%.

«Мы видим, каким образом поменять ситуацию в ЖКХ», — цитирует ТАСС Медведева.

Россияне назвали самые острые проблемы ЖКХ

Суммы в коммунальных квитанциях, которые каждый месяц рассылают по квартирам и домам, по-прежнему настораживают россиян. Непонятные перерасчеты и дополнительные сборы вновь стали, по мнению жильцов, главными проблемами жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране.

Рейтинг того, что больше всего волнует потребителей, эксперты НП «ЖКХ Контроль» составили на основе жалоб и обращений в региональные центры организации, извещает «РГ» .

Как выяснилось, на непрозрачность при составлении квитанций во втором квартале этого года сетовал почти каждый пятый жилец. Первое место в рейтинге уже давно закрепилось именно за этой темой, но со временем недовольных становится больше. Если в начале 2016 года этим вопросом озадачивались 18,5 процента россиян, то теперь уже 22,1 процента. «Это связано с непростой экономической ситуацией и в стране, и с материальным положением многих российских семей», — отметила исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

На втором месте оказались вопросы, связанные с работой управдомов (18,4 процента). Больше всего жильцы просили помочь им разобраться с двойными платежками и законностью действий ТСЖ и ЖСК. Людей интересует, как добиться того, чтобы управляющие компании не скрывали от жильцов, куда идут деньги, какие работы проводят в доме. Волнует и проведение общих собраний, в том числе почему не исполняются принятые там решения.

На третье место в рейтинге коммунальных проблем поднялся капитальный ремонт (12,3 процента обратившихся). «Новостью этого квартала стало перемещение проблем, связанных с капремонтом, с пятого на третье место, — рассказала Светлана Разворотнева. — Возможная причина обострения темы — начало массовых ремонтов в регионах, которые проводятся в основном в теплое время года. Так что это фактор сезонный».

Неудовлетворительное состояние многоквартирных домов — на четвертом месте. Если в начале года этот вопрос волновал 17 процентов россиян, то теперь только 12,1. Это говорит о том, что после введения лицензирования управляющих компаний качество ремонта и уборки подъездов улучшилось. Никто не хочет потерять разрешение на работу из-за пыли на подоконниках и грязных полов.

Далее в рейтинге идут жалобы на качество коммунальных услуг: на низкую температуру горячей воды и отопления, перебои с электричеством жаловались в среднем за второй квартал 7,5 процента россиян. Для сравнения: в первом квартале с такими вопросами в общественные приемные обратились 17,4 процента недовольных жильцов. «Очевидно, что количество этих жалоб сильно связано с сезоном, — пояснила Разворотнева. — Их как раз больше зимой, и в большинстве своем они связаны с вопросами отопления. А с наступлением весны данная тема сместилась со второго на пятое место».

На плохое содержание дворов пожаловались 4,5 процента обратившихся, на проблемы со счетчиками — 2,8 процента, на аварийное и ветхое жилье -1,2 процента.

Читайте также последние новости ЖКХ России

На территории особой экономической зоны «Технополис «Москва» на Волгоградском проспекте, 42 поставили контейнер, куда можно принести старые телефоны и микроволновки. Об этом рассказали «РГ» в пресс-службе департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы.

С 1 октября в Нижегородской области впервые в России установлен отдельный тариф на вывоз пластикового мусора для каждой из девяти зон ответственности региональных операторов по обращению с ТКО. Разница с обычным тарифом в среднем по области составляет примерно 21 процент.

Единый платежный документ (ЕПД), в который будут включены все услуги ЖКХ, может появиться ввести в России, сообщают СМИ. Такой законопроект планирует поддержать правительство.

В Саратовской области отремонтированы все 245 дворовых территорий, запланированных к благоустройству в 2019 году. Работы проводились в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

На контроле инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области находилось предписание, ранее выданное ООО «ЖЭУ 5» по многоквартирному дому № 32 по ул. Землячки в Дзержинском районе Волгограда.

В столице модернизировали оборудование насосной станции «Колочь». Об этом сообщает комплекс городского хозяйства.

Правительство разработало постановление, согласно которому подвалы многоквартирных жилых домов должны будут оставаться открытыми.

С момента ввода в действие территориальных схем обращения с твердыми коммунальными отходами не прошло и года, но они уже нуждаются в пересмотре. Об этом говорится в поручении, обращенном к губернаторам регионов, которое опубликовано на сайте правительства РФ. Речь идет о том, чтобы более активно внедрять.

В Совете Федерации не поддержали предложенную Минэкономразвития редакцию законопроекта об «углеродном сборе». Об этом пишут в четверг «Известия».

В областном министерстве экологии продвигают программу раздельного сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). В перспективе, по словам чиновников, она коснется всех муниципальных образований. Пока лидируют в этом направлении Копейск и Южноуральск — с них и начнется реформа.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Не имеет. В постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» есть такая норма.

Читайте так же:  Единовременное пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности

Согласно п.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Как работают современные банки и что они делают с нашими деньгами? Почему мы платим такие большие комиссии и как разобраться в платежах по кредиту? Какие виды пластиковых карт бывают и как ими пользоваться? В этой книге вы найдете все ответы, а также узнаете 30 проверенных способов, как взять кредит и легко его выплатить. Книга будет полезна людям, которые уже взяли кредит, но не имеют возможности его выплатить. Готовые образцы заявлений помогут вам.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных.

[2]

Новости Москва

Новости дня , Новости кратко , Интервью

Архив
ЖКХ в России: жизнь на «пороховой бочке» Рвануть может где угодно и когда угодно

Экономический кризис, санкции и антисанкции, украинский вопрос и сирийский конфликт отодвинули на задний план проблему жилищно-коммунального хозяйства в России. Однако эта сфера остается одной из самых проблемных в стране. Начало 2016 года показало, что ЖКХ остается «пороховой бочкой»: рвануть может где угодно и когда угодно.

Прогнозы об инфраструктурном апокалипсисе в России звучат с середины 1990-х годов, когда на сферу ЖКХ, как и на другие отрасли, уделялось минимальное внимание в связи отсутствием средств на тривиальный ремонт труб. Эксперты и чиновники тогда предупреждали, что технологический задел, оставшийся со времен СССР, рано или поздно будет исчерпан, и страну неизбежно ожидает череда техногенных катастроф. Массового всплеска аварий ожидали в нулевых годах, когда должны были подойти к своему завершению сроки эксплуатации инженерных и энергетических сооружений, а их обновление практически не осуществлялось из-за острого недофинансирования. Один из первых тревожных звоночков прозвучал в конце 1990-х – начале «нулевых» годов во Владивостоке, который превратился в город перманентных коммунальных катастроф. Но подобные «замерзающие владивостоки» были и остаются в других регионах.

Нельзя сказать, что ничего не делалось, чтобы исправить ситуацию. Заявлялись масштабные программы технического перевооружения, направлялись и дополнительные деньги, вроде бы что-то модернизировалось… Но уже в конце 2000-х проблемы в связанной с ЖКХ энергетической отрасли вылились в катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС, что стало новым и весьма жестким поводом все-таки обратить внимание на загнивающую инфраструктуру, поскольку таких локальных катастроф на местных «гэс» в регионах неисчислимое множество.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако до сих пор одной из ключевых проблем является высокая степень износа объектов ЖКХ, составляющая более 60%. «Такое состояние дел привело к тому, что количество аварий на объектах ЖКХ за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз. Таким образом, планово-предупредительные ремонты сетей и оборудования систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам. Одни утечки и неучтенный расход воды при ее транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60% от всего поданного объема. Очевидно, что решение задач по созданию, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры откладывать просто нельзя», – заявила в недавнем интервью заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк. Самое печальное, что подобные слова звучали и пять, и десять, и 15 лет назад. Риск коммунально-энергетического коллапса в стране остается актуальным.

Аварийное начало 2016 года

Нынешняя зима уже показала, что число аварий на объектах теплоэнергетики резко выросло. Это связано не только с холодной зимой, но и ростом износа оборудования энергохозяйств из-за нехватки средств у компаний и региональных бюджетов.

Новости о коммунальных авариях появляются с завидной регулярностью – едва ли не ежедневно. В первые новогодние дни не повезло жителям Санкт-Петербурга и Новосибирска, где в результате прорыва труб лишились отопления тысячи местных жителей. В Твери произошли две крупные аварии на теплосетях: 2 января без теплоснабжения остались 60 домов, в зону отключения попали 10 тысяч жителей, 13 января из-за аварии без тепла и горячей воды остались 19 тысяч человек.

Сейчас на слуху республиканский центр Удмуртии – Ижевск, где для восстановления нормального теплоснабжения потребовалось уголовное дело, обыски в администрации города и региональном министерстве ЖКХ, а также введение режима чрезвычайной ситуации.

Только в Ижевске в прошлом году произошло 3,5 тысячи прорывов труб. В начале этого отопительного сезона без горячей воды и отопления остались жители 500 домов. В первый месяц нового года аварии продолжились, водоснабжение и тепло отключили и в социальных объектах. С начала отопительного сезона в Ижевске зарегистрировано около 600 отключений теплоносителя, что больше показателя на аналогичную дату прошлого года на 76%. Количество проблемных ситуаций с подачей горячей воды увеличилось на 51% до 932 аварий.

За время действия ЧС, с 22 января по 10 февраля, в Ижевске было устранено 452 повреждения, из них – 255 повреждений на сетях горячего водоснабжения и 197 – на сетях отопления. Ликвидировано подтопление подвальных помещений 164 жилых домов и объектов социальной сферы. Власти признали, что в городе – коммунальный коллапс из-за максимального износа сетей, который достиг 70 и более процентов. За каждым порывом трубы – десятки и сотни замерзающих семей.

Но не только Ижевск – на всю страну прославился бурятский посёлок Северомуйск, где сотни местных жителей остались без тепла в 40-градусный мороз. Местные жители оказались в невыносимых условиях: в квартирах было настолько холодно, что вода превращалась в лёд. В эфире НТВ замерзающие жильцы домов рассказали о том, что «не живут, а выживают». Без воды стояли даже пожарные машины, сообщали северомуйцы. По этой причине полностью сгорело местное кафе, пожарные оказались бессильны.

Только реакция прокуратуры и опять же режим ЧС помогли местным и республиканским властям привести в относительный порядок системы жизнеобеспечения, а глава Бурятии Вячеслав Наговицын, чтобы снять с себя ответственность, теперь добивается отставок глав района и поселка.

Жители поселков Котельнича и Рудничного в Кировской области три месяца жили без тепла. В Котельниче жители 20 пятиэтажных домов мерзли с ноября. Причиной такой блокады стала изношенность котлов: два устройства из трех просто вышли из строя. В поселке Рудничном к аварийным ситуациям привело некачественное топливо. Там без тепла остались 2,5 тысячи жителей в 55 домах, а также 5 социально значимых учреждений. Виной всему оказался некачественный торф, который, как оказалось, был замешан с землей. Для решения проблемы с отоплением в этих районах потребовалось вмешательство полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича и прокуратуры.

Читайте так же:  Как стать популярным на youtube

Подобных примеров множество: тысячи жителей продолжают мерзнуть по всей стране: Вологда, Тверь, Смоленск, Чебоксары, Тюмень, Сыктывкар, Краснодар… Где-то – небольшой микрорайон, где-то – отдельные дома недополучают тепло и воду.

В Улан-Удэ с начала отопительного сезона по 5 февраля на инженерных сетях произошло 113 технологических нарушений, из которых 41 – по сетям теплоснабжения. Самым крупным инцидентом стала авария 9 января, в результате которой под отключение попали 38 жилых домов, 3 детских сада и школа. Анализ показал, что основными причинами аварийности в системах жизнеобеспечения Улан-Удэ, как и в Ижевске, является большая степень износа и недостаточная подготовка к отопительному сезону инженерных сетей и оборудования, хотя затраты на их ремонт растут. Износ инженерной инфраструктуры в среднем составляет более 70%. Учитывая их техническое состояние, средства, выделяемые для ремонта, недостаточны.

Редкий регион может похвастаться тем, что там отсутствуют такие проблемы. Власти зачастую предпочитают называть их не чрезвычайными ситуациями, а «точечными проблемами».

В конце прошлого года МЧС опубликовало прогноз на 2016 год, согласно которому наибольший риск чрезвычайных ситуаций, связанный с авариями на коммунальных системах регионального и выше уровней, существует в Амурской области, Забайкальской и Красноярском краях, Новосибирской, Свердловской, Курганской, Самарской и Саратовской областях. На юге в зоне потенциального риска находятся Краснодарский край и республика Адыгея. Но все прекрасно понимают, что реально «рвануть» может где и когда угодно. Про Ижевск и Удмуртию в прогнозе МЧС не говорилось.

«В масштабах страны ситуация выглядит просто катастрофической… Хорошо, если последствия аварий устраняются быстро, но это происходит не всегда и не везде», – прокомментировал ситуацию первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.

По его словам, отсутствие аудита теплосетей и инженерных сетей, в целом, не позволяет оценить масштаб тех рисков, с которыми каждый день живут жители России. Обрывочные данные позволяют говорить о том, что ситуация с ЖКХ в стране очень далека от безопасной. То же касается и данных по количеству аварийного жилья. Региональные власти вынуждены оставлять аварийные жилые постройки в категории «ветхого жилья», иначе им придется переселять людей, а переселять некуда. Таким образом, проблема с ЖКХ банально объясняется недостатком денег в бюджете. Сегодня, когда многие регионы не могут себя обеспечить и получают еще меньше средств на свое существование, различные аварии с инженерными сетями, видимо, станут происходить всё чаще.

«Несмотря на нехватку средств, стоит всё же провести аудит систем ЖКХ и инвентаризацию всего жилого фонда в стране. Это сделать необходимо, поскольку проблемы в сфере ЖКХ угрожают безопасности людей. Это даст общую картину состояния отрасли. Непонятно почему это не было до сих пор сделано в рамках разработки стратегии ЖКХ до 2020 года», – считает эксперт.

Впрочем, есть проблемы, которые вообще выходят за рамки обычной логики. В Чердынском районе, на севере Пермского края, жители Ныробского городского поселения живут без тепла просто потому, что там 1 мая 2015 года нет ни одной управляющей компании. Точнее, единственная управляющая организация Ныроба МБУ «Ныробтепло», ранее обслуживающая местное ЖКХ, не прошло лицензирования. Десятимесячная анархия привела к тому, что поселок перешёл на средневековую систему «открытой канализации»…

За гранью возможного…

Еще одна вопиющая ситуация сложилась в Красноярском крае. Первого февраля на Березовской ГРЭС, которая принадлежит немецкому концерну «Э.ON», произошел крупный пожар, результатом которого стало полное отключение третьего энергоблока, запущенного в эксплуатацию (внимание) 30 сентября прошлого года (!). Эту аварию эксперты считают одной из крупнейших по финансово-экономическим последствиям для энергосистемы страны после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и «блэкаута» в Центральной России после пожара на чагинской подстанции в 2005 году.

ЧП, к счастью, не привело к человеческим жертвам и отключению потребителей, но сам факт аварии говорит о том, что в российской энергетике явно не все в порядке.

Как считает известный экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, эта ситуация стала возможной из-за бездумного регулирования тарифов и разрушения естественной структуры электроэнергетики, а удушение экономики завышенными тарифами сопровождается хроническим недофинансированием производственной компоненты отрасли. «В результате даже немцы экономят на самом необходимом», – отметил Делягин.

По его мнению, эта авария во многом представляется следствием тактики правительства РФ по безответственному срезанию тарифов у ключевых производителей энергии, отказу от стимулирования инвестиций и концентрации средств у разнообразных посредников. «Энергетика такого отношения не прощает, и рано или поздно рванет там, где тонко, как и произошло в этом случае», – считает Делягин.

«Нет сомнения, что немецкий бизнес умеет работать на совесть. Однако, вероятно, кризис отрасли настолько глубок, что проблемы появляются у самых ответственных компаний. Как говорят в таких случаях, первыми в неблагоприятных условиях дохнут белые мыши», – подчеркнул Делягин.

Эксперт считает, что «нужен план действий на уровне правительства по восстановлению отрасли и нормализации ее структуры после чудовищной реформы 2004 года».

Москва, Сергей Шаромыгин

Москва. Другие новости 15.02.16

Судебным приставам могут разрешить все время носить оружие. / Кадыров усомнился в намерениях западной коалиции расправиться с ИГ. Глава Чечни обозначил «истинные цели» борцов с терроризмом в Сирии. / Киев перекрывает России дорогу в ЕС. «Не дадим Москве провозить грузы просто так». Вопрос о транзите фур из РФ будет решаться с Брюсселем, заявляет МИД Украины. Читать дальше

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.04.2015 2015-04-20

Статья просмотрена: 9768 раз

Библиографическое описание:

Ивакина А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 537-539. — URL https://moluch.ru/archive/88/17301/ (дата обращения: 31.10.2019).

Тема, рассматриваемая в данной статье является наболевшей, актуальной в связи с необходимостью совершенствования системы ЖКХ, для создания экономического механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством, который является базой для производства жизнеобеспечивающих услуг.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство или сокращенно ЖКХ представляет собой сложную и многоуровневую систему городского хозяйствования, деятельность корой направлена на предоставлении населению того или иного района услуг в области технического и санитарного обслуживания, проведения ремонтных и профилактических работ, обеспечению важными ресурсами, такими как газ, электричество, теплоснабжение, водоснабжение).

Жилищно-коммунальные хозяйства, по своей сути являясь коммерческими организациями, преследуют цель получения прибыли, но в то же время, тарифы и плату за текущий ремонт и содержание жилья не могут взимать выше установленных нормативов.

Читайте так же:  Компенсация провоза багажа переселенцам-соотечественникам

В системе взаимоотношений участвуют одновременно несколько сторон — это управляющая компания, квартиросъемщики, организации — поставщики услуг, таких как теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение.

Если рассматривать организации ЖКХ, то можно выявить две основные стороны — во-первых, это коммерческая деятельность, преследующая получении прибыли, с другой же стороны организации сферы ЖКХ возлагают на себя огромную ответственность в области снабжения населения ресурсами и содержания жилищного фонда в надлежащем виде и состоянии.

Организации сферы ЖКХ нередко из-за ветхости жилья несут убытки и оплачивают судебные издержки за нанесенный имущественный ущерб.

Таким образом, организации сферы ЖКХ являются одной из важнейших структур города, сбой системы функционирования организаций ЖКХ способен остановить деятельность и функционирование не только района — но и города в целом.

Можно говорить, что ЖКХ является основной для развития инфраструктуры России в общем и отдельных городов в частности.

Государство в лице власти и местного самоуправления на местах отказывается признавать данный момент и сводит роль ЖКХ именно к ремонтно-контрольному направлению. Возникает вопрос оп причине такого положения вещей.

Основным ответом на данный вопрос можно выдвинуть предположение о том, что признав ЖКХ направлением развития инфраструктуры, власти будут вынуждены закладывать определенную сумму в бюджете для данной сфере деятельности.

Но проблемой в сфере ЖКХ стоит не только в отсутствии финансирования со стороны государства.

Со стороны управляющих компаний также наблюдаются множественные нарушения.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда при проведении фактических проверок выявлялось, что многоквартирные дома обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводятся, а бюллетени голосования подписаны третьими лицами [1].

В результате отсутствия контроля со стороны государственных и муниципальных органов и бездействия ряда правоохранительных органов формированию и деятельности управляющих компаний дана свобода действий. Результатом стало не оказание населению жилищно-коммунальных услуг на должном уровне, а также не эффективная и не целевая трата материальных ресурсов и получаемых от населения денежных средств.

В части наиболее распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний можно выделить:

— заключение договоров с подрядчиком на выполнение ремонтных работ с завышенной сметой, саму работу зачастую не выполняют, а составляют фиктивные акты выполненных работ;

— нарушается порядок начисления оплаты за капитальный ремонт, отсутствие структуры оплаты за содержание и ремонт жилья и не доведение их до жителей не позволяет проконтролировать их объективность.

Аналогичные нарушения имеют место и в деятельности товарищества собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ удобна тем, что с чиновников на местном уровне полностью снимается ответственность за возникающие ситуации в домах, все же это нельзя назвать причиной отсутствия контроля деятельности ТСЖ.

[1]

Но стоит отметить тот факт, что проблемные ситуации возникают не только со стороны организаций сферы ЖКХ.

Многие управляющие компании сталкиваются с большими проблемами в процессе осуществления деятельности, в частности:

— постоянное бюджетное недофинансирование при необходимости поддержания на соответствующем уровне санитарного состояния территорий и технической исправности инженерного оборудования жилого и нежилого фонда;

— рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму задолженности. Обязанность неплательщиков коммунальных услуг перекладывается на плечи законопослушных жильцов. Такое обременение обосновывается длительностью судебных разбирательств по взысканию платежей с неплательщиков. Но страдают те, кто своевременно выполняет свои обязанности;

— ветхое жилье и изношенность основных фондов при отсутствии государственной поддержки.

— низкое взаимодействие элементов ЖКХ: эксплуатация жилья, водопроводно-канализационного хозяйства, сбор и утилизация твердых бытовых отходов, санитарное состояние жилья, энергоснабжение, теплоснабжение и др.

Целью совершенствования ЖКХ является создание благоприятных условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, которые обеспечат комфортные условия для проживания граждан. Обеспечение финансовой поддержки объектов ЖКХ, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой жилищные объекты, повысить качество коммунальных услуг.

В качестве решения вышеизложенных проблем, организациям в сфере ЖКХ целесообразно:

— использовать дифференцированные тарифы на жилье и коммунальные услуги, вести более строгий учет сверхнормативной площади и второго жилья, оплата которых может производиться по повышенным тарифам и ставкам, что обеспечит получение дополнительного финансирования, кроме того, следует ввести повышенные тарифы и на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;

— рекомендуется создать при предприятии единый расчетно-кассовый центр, в который будут поступать платежи за коммунальные услуги, а в созданной базе данных будет своевременно отслеживаться задолженность по оплате. В этих условиях размер просроченной задолженности не превышает 12–14 %;

— одним из путей сокращения задолженности может быть привлечение трудоспособных неработающих квартиросъемщиков к отработке задолженности по квартплате на вспомогательных работах в коммунальной сфере, например по уборке территорий, при проведении текущих ремонтов.

Успешная реализация данных мероприятий позволит:

— улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, комфортность и безопасность условий проживания граждан;

— повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

— повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей.

Основным мероприятием по снижению дебиторской задолженности является активная пропаганда по погашению долгов за коммунальные услуги, а также привлечение судебных органов, в случае игнорирования данной разъяснительной работы.

Что же касается контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ — в данном случае необходимо рассмотреть механизм контроля и регулирования данных взаимоотношений на уровне государства и местного самоуправления. К сожалению, в РФ многие потребители услуг не знают своих прав, либо не реализуют их в силу бесперспективности противодействия существующей системе.

1. Алфёров В. ЖКХ: прошлое и настоящее. //Электронный ресурс.URL: http://www.234555.ru/publ/9–1-0–287

2. Медведев: хищения в сфере ЖКХ стали эпидемией. Электронный ресурс. URL: http://www.audit-it.ru/news/finance/400993.html

3. Ягодина Л. П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: Автореф. дис. к. ю. н. М., 2012.

4. Сиваев С. Б. Как эффективно управлять жилищным фондом. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Экономика жилищно-коммунального хозяйства / под ред. д.э.н., проф. Симонова Ю. Ф.– М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.

  2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  3. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
  4. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  5. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
Ситуация в сфере жкх в россии предельно опасна
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here