Решение жилищных проблем военнослужащих

Сегодня предлагаем информацию: "Решение жилищных проблем военнослужащих" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Департамент жилищного обеспечения

Методическое пособие «Жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей» разработано Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на основе законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, действующего по состоянию на 01.06.2015 года в целях осуществления оперативного и наглядного информирования военнослужащих и членов их семей по вопросам реализации их жилищных прав с учетом возможности различных форм жилищного обеспечения.

Методическое пособие изготовлено при содействии Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Офицеры России» и направлено во все региональные и территориальные органы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Представленный в пособии материал содержит в виде структурно-логических схем концентрированную информацию по основных формам реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей и, как показала практика их использования в информационно-разъяснительной работе, помогает во многом сделать осознанный выбор наиболее приемлемого способа обеспечения жильем.

Решение жилищных проблем военнослужащих

ЖИЛЬЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛУЖИТ

Продолжаем знакомить читателей с отдельными направлениями Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года.
Сегодня разговор о весьма острой, но все же разрешимой проблеме – обеспечении военнослужащих жильем

Подготовил Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».

Решение задач по жилищному обеспечению осуществляется для следующих категорий военнослужащих с учетом сроков заключения военнослужащим контракта о прохождении военной службы в соответствии со статьей 15 федерального закона «О статусе военнослужащих»:

Проблема обеспечения жильем военнослужащих (стр. 4 из 6)

Дискуссионным остается вопрос о том, подлежит или не подлежит применению ранее установленный порядок, согласно которому граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки (ст. 33 ЖК РСФСР). Высказываю свою субъективную точку зрения: прежний порядок может быть сохранен в определенных случаях для лиц, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., поскольку:

— граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ (ст. 6 Вводного закона);

— жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Следовательно, для сохранения внеочередного порядка необходимо, чтобы соблюдались два условия:

1) такой порядок должен быть предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации;

[2]

2) предоставление жилых помещений должно осуществляться из жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Аналогичный вывод можно сделать в отношении первоочередного порядка предоставления жилых помещений.

8. В связи с утратой ордером значения как основания вселения в жилое помещение, предоставленное в жилищном фонде социального использования, по ЖК РФ не подлежит применению сложившаяся судебная практика о признании ордера недействительным и выселении лиц, вселившихся по нему в конкретное жилое помещение. Ранее нарушение очередности предоставления гражданам жилых помещений могло служить основанием для признания ордера недействительным.

ЖК РФ не предусматривает оснований для расторжения договора социального найма в случае нарушения очередности предоставления жилых помещений из фонда социального использования.

Следовательно, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и считающие, что жилое помещение должно быть предоставлено им, обращаться в суд с такими исками не могут, поскольку субъективного гражданского права на указанное в договоре найма жилое помещение они не имеют. ЖК РФ не устанавливает круга лиц, которые могут выступить с иском в таких случаях.

В то же время следует обратить внимание на ст. 11 ЖК РФ, которая регулирует вопросы защиты жилищных прав. Согласно указанной статье защита жилищных прав осуществляется различными способами, в том числе ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также жилищной комиссии воинской части (например, решение о предоставлении конкретного жилого помещения лицу с нарушением порядка очередности), нарушающий жилищные права участников жилищных отношений, может быть признан судом недействительным. В данном случае необходимо подать заявление в суд на неправомерно принятое решение, нарушившее очередность предоставления жилых помещений.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ЖК РФ или другим федеральным законом, например, изменением жилищного правоотношения и др.

3. Проблемы, связанные с реализацией подпрограммы «государственные жилищные сертификаты» и накопительно-ипотечной системы

По официальным данным Министерства обороны Российской Федерации, на начало 2010 г. общая потребность в постоянном жилье для военнослужащих составляла 90,7 тыс. квартир. К началу сентября 2010 г. было получено более 25 тыс. квартир (из запланированных к получению к концу 2010 г. 45,4 тыс.).

Решение жилищной проблемы военнослужащих — важнейшая общегосударственная задача. Это отметил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г. глава государства Д. Медведев: «Обеспечение военнослужащих постоянным и служебным жильем по-прежнему остается нашим приоритетом. поставленная задача по обеспечению постоянным жильем в 2011-м, а служебным — в 2012-м году должна быть неукоснительно выполнена».

На достижение указанной цели направлены усилия различных министерств и ведомств, задействован сложный, многофункциональный государственный механизм, предусмотрено выделение значительных бюджетных средств.

Решение жилищной проблемы военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в настоящее время осуществляется как путем предоставления самого жилого помещения, так и посредством предоставления социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Последнее предусматривает выделение государством гражданам «безвозмездных целевых адресных субсидий» на покупку квартиры, в том числе по договору участия в долевом строительстве.

Читайте так же:  Ветеран труда в калужской области - порядок получения, льготы

В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17 сентября 2001 г. N 675 утвердило Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 гг. Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные на первом этапе (2002-2005 гг.) ее реализации подпрограммой «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 гг. (до 2003 г. — федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»), осуществляются на втором этапе реализации (2006-2010 гг.) в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865.

Одновременно с реализацией подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 гг. (далее — подпрограмма ГЖС) 1 января 2005 г. была введена в действие принципиально новая система — накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих (далее — НИС), правовые основы которой отражены в Федеральном законе «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ.

Не секрет, что в силу ряда причин практическая реализация задач по обеспечению жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не всегда проходит гладко. Зачастую на эффективности и оперативности решения их жилищного вопроса негативно сказываются обстоятельства, обусловленные проблемами как законодательного, так и экономического характера, организационными недоработками. Усугубил положение и мировой финансовый кризис.

Такие денежные формы решения проблемы жилищного обеспечения военнослужащих, как реализация жилищных сертификатов и накопительно-ипотечная система, также не лишены недостатков и имеют свои проблемные моменты, что неоднократно отмечалось специалистами в области военного права.

Однако реальная действительность показывает, что, помимо объективных трудностей, в процессе воплощения планов по решению жилищного вопроса существуют также отрицательные факторы, связанные со злоупотреблениями и нарушениями законности в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.

Следует отметить, что субъектами преступлений и правонарушений зачастую становятся не только должностные лица, ответственные за реализацию жилищного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, но и сами потенциальные и фактические участники государственных жилищных программ.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации прокуратура стоит на страже соблюдения законности во всех вопросах, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, в том числе в сфере обеспечения их жильем посредством реализации государственных жилищных сертификатов и участия в накопительно-ипотечной системе. Как отметил первый заместитель главного военного прокурора А. Мокрицкий, «чрезвычайно важное направление деятельности органов военной прокуратуры — надзор за исполнением жилищного законодательства. Государством предпринимаются беспрецедентные меры по решению жилищных проблем военнослужащих. И наша задача — поставить прочный заслон тем, кто данную проблему использует как способ наживы».

Военными прокурорами ежегодно проводятся проверки в сфере надзора за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями и их должностными лицами, соблюдением ими прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. По результатам таких проверок выявляется множество нарушений закона, в том числе в области жилищного обеспечения.

Так, в 2009 г. органами военной прокуратуры было выявлено около 4,5 тыс. нарушений жилищного законодательства, среди которых распространенными являются несоблюдения положений ст. 40 Конституции Российской Федерации, требований ст.ст. 1, 2, 11-12 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 15, 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», других нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия реализации военнослужащими гарантированного им государством права на жилье.

Квартирный вопрос — важная тема для военных

Подводя итоги 2013-го, в Минобороны отмечают, что многолетняя квартирная очередь военнослужащих на жилье наконец-то будет ликвидирована. Длительное ожидание своей очереди, хождение по инстанциям более 10 лет, – всё это осталось в прошлом. Теперь ждать собственных квартир предстоит всего 2-2,5года со дня подачи заявления и до момента, когда ключи будут в руках. В 2013 году собственной жилплощадью обзавелись более 20 000 военнослужащих.

Решение жилищной проблемы

По материалам телерадиокомпании «Звезда», в Министерстве обороны прошло совещание, на котором обсуждались проблемы жилобеспечения военнослужащих, в том числе квартирный вопрос. Никаких громких заявлений из разряда «все проблемы решены», сделано не было. Так как ещё более 17 000 защитников Родины до сих пор ждут получения причитающихся им квадратных метров.

Радует то, что большинство очередников приобрели право на получение жилплощади после 2012 г. Одним словом, почти полностью произведён расчёт по старым долгам, в то время как новые начнут возвращать с текущего года.

По словам заместителя главы военного ведомства Р. Цаликова, перед Минобороны на сегодняшний день стоят две задачи:

  1. В рамках первого полугодия текущего периода завершить выдачу квартир очередникам, вставшим на учёт в государственных структурах до начала 2012 г.
  2. Обеспечить жилплощадью остальных военнослужащих, имеющих право на данную жилищную субсидию.

ЕДВ вместо жилья военным планируется начать выдавать в марте текущего года. Примерный расчет субсидии можно сделать на калькуляторе ЕДВ.

Сумма денежной субсидии зависит от семейного положения, числа детей, выслуги лет и звания. Военнослужащий теперь не привязан к тем вариантам, которые предлагает Министерство обороны, а сам решает, где ему жить и покупать жилую недвижимость.

Представители власти уверены, что деньги являются наилучшей формой реализации жилищного права военнослужащих. Защитники Родины смогут самостоятельно принимать решение о размере и качестве приобретаемой недвижимости, исходя из имеющейся на руках единовременной денежной выплаты. Тем самым, правила предоставления квартир военнослужащим дополнятся новым пунктом о ЕДВ.

До конца 2014 года представители Минобороны обещают побывать во всех воинских частях и городках, чтобы оценить качество имеющегося жилья. Если оно нуждается в капитальном ремонте, живущие в домах семьи переселят в уютные новостройки.

О том, что квартирная ситуация на самом деле решается, куда красноречивее бумаг со статистикой говорят полученные награды: Р. Цаликов и руководитель департамента жилобеспечения С. Пирогов получили ордена за офицерскую честь. Вручил медали представитель общественной организации «Офицеры России», ещё в недавнем прошлом считавшейся одним из критиков министерства, теперь его партнер.

Причины возникновения квартирных проблем

Для решения существующей проблемы с жилобеспечением военнослужащих принимались различные меры, одной из которых была установка жестких временных границ для представителей власти в области вопросов, связанных с жилой недвижимостью для солдат.

Читайте так же:  Мы затопили соседей снизу что делать, куда обращаться

Бюрократические проволочки и долгий процесс сбора необходимых документов отодвигали момент получения ключей от квартиры на неопределённый срок. Военные должны были доказать, что имеют право на получение жилплощади путём предоставления большого количества бумаг и справок. Данная процедура предваряла даже получение служебной недвижимости из маневренного фонда. Положение о выдаче служебных квартир военнослужащим расписывает всю процедуру оформления.

Опубликованный в СМИ приказ руководителя Минобороны РФ, коснулся сроков предоставления информации военнослужащим в ответ на полученные запросы по поводу жилобеспечения, сокращения уровня бюрократии и снижения возможности коррупционных действий в данной сфере.

В десятидневный срок должны быть реализованы следующие действия:

  • донесение информации в уполномоченные органы об изменении должности и военного положения сотрудника армии;
  • включение военного в число лиц, подлежащих предоставлению служебного жилья;

В течение трех дней военнослужащему должно быть сообщено о наступлении его очереди на получение квартиры. Военный-очередник должен в пятидневный срок выразить своё согласие либо отказ от предложенной жилплощади.

Далее скорость процесса зависит от самого военного, чем быстрее он соберёт необходимые документы, тем раньше получит заветные ключи.

Если в установленные сроки солдат не сумеет подготовить все необходимые справки, помещение будет отдано следующему по очереди военному.

Министром обороны также утверждён образец извещения, которое направляется очереднику в случае предложения ему подходящего варианты жилплощади. Документ содержит не только адрес предлагаемой квартиры, но и сведения о её площади, планировки и этажности. Бланки данных извещений будут предоставлены сотрудникам уполномоченных органов, которым нужно будет лишь заполнять пустые графы.

Квартирно-жилищная тема является острой проблемой для большого количества военнослужащих. Люди в погонах, которые годами ждали положенной им квартиры, надеются, что активно вводимые Министерством обороны изменения повернут ситуацию в лучшую сторону. По заявлению представителей власти, очередь на жилье для армейских служащих будет полностью сокращена в 2014 году.

Комплекс мер, принятый правительством, должен способствовать сокращению числа очередников.

Работа над данным вопросом ведётся по всем направлениям, утверждённых законодательством. Также остается не до конца, и не везде, решенной приватизация жилья военнослужащими по ДСН. Вопрос упирается в ведомственную принадлежность площадей.

Для решения жилищных проблем военнослужащих потребуется не менее 10 лет

— Николай Максимович, сообщалось, что правительство не выполнило поручение президента от 26 августа о выделении в бюджете будущего года дополнительно двух миллиардов рублей на обеспечение военнослужащих жильем. Неужели этот вопрос так и не удалось решить?

— Сразу успокою военнослужащих и членов их семей: нам удалось добиться исполнения правительством данного поручения президента. Ко второму чтению кабинет министров внес необходимую поправку в проект бюджета будущего года. Таким образом, в целом на решение жилищной проблемы военнослужащих и членов их семей планируется выделить более 18 миллиардов рублей. Из этой суммы 5,7 миллиарда рублей — непосредственно на жилищное обеспечение, 9 миллиардов рублей — на подпрограмму «Государственные жилищные сертификаты», 3 миллиарда рублей с учетом вышеназванных двух миллиардов — на строительство служебного жилья и около миллиарда рублей — на взносы в рамках накопительно-ипотечной системы.

— Достаточно ли этой суммы?

— Проблема жилья для военнослужащих настолько болезненна, что сколько ни выделяй средств, всегда будет недостаточно. Ни в Министерстве обороны, ни тем более в Государственной Думе вам никто не скажет, что выделенных средств достаточно. К сожалению, пока мы вынуждены исходить из экономических возможностей государства.

Если говорить непосредственно о 2005 годе, то прежде всего приходится констатировать, что за последние годы число семей военнослужащих, нуждающихся в жилье, возросло почти на 20 тысяч. В значительной степени это явилось следствием сокращения объемов жилищного строительства силами самого Минобороны. Так, если в 2002 году семьями военнослужащих было получено 26,3 тысячи квартир, построенных или приобретенных за счет средств федерального бюджета, то в 2003 году этот показатель снизился до 21,8 тысячи квартир. В текущем году, по прогнозу экспертов, эта цифра снова уменьшится. А на планируемую к выделению на будущий год сумму можно будет приобрести не более 10 тысяч квартир. Но это, повторюсь, непосредственно за счет Минобороны.

Кроме того, напомню, действуют еще две программы обеспечения военнослужащих жильем: накопительно-ипотечная и подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты».

— Накопительно-ипотечная программа будет действовать только для тех, кто заключит контракты с 1 января 2005 года. А что ждет тех, кто уже служит?

— Государство не снимает с себя ответственности за обеспечение жильем военнослужащих. По данным Минобороны, ситуация здесь выглядит следующим образом. Служебное жилье: необходимо 304 тысячи квартир, в наличии имеется 176 тысяч. В целом планируется решить проблему служебного жилья к 2015 году. Уточню, речь идет о том, что к каждой должности офицера и прапорщика должна, образно говоря, прилагаться квартира. Таким образом, планируется снять «квартирный вопрос», который, как известно, портит не только москвичей, а всех, непосредственно исполняющих служебные обязанности. У того, кто служит, не должна болеть голова об отсутствии крыши над ним.

Несколько слов об обеспечении жильем для постоянного проживания тех, кто заключил контракты до 1 января 2005 года. На сегодняшний день, по данным Минобороны, требуется почти 90 тысяч квартир. С учетом того, что очередь нуждающихся увеличиваться уже не будет — после 1 января 2005 года все «новички» становятся участниками накопительно-ипотечной программы, — при финансировании, хотя бы соответствующем сегодняшнему уровню, так же появляется возможность решить проблему в течение 10 лет.

И, наконец, для тех, кто увольняется из Вооруженных сил или уже уволен, по-прежнему действует подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты».

— Но в текущем году, до окончания которого осталось всего-то около месяца, в войска не поступил еще не один сертификат┘

Читайте так же:  Ограничение дееспособности лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией

— Столь длительная пауза была вызвана пересмотром программы. Напомню, что программа «Государственные жилищные сертификаты» должна была закончиться в 2003 году. Но затем было принято решение продлить ее действие. Правда, по несколько измененным правилам. Подготовка новых документов и заняла значительное время. Но в октябре новые правила выпуска и погашения ГЖС были утверждены правительством, а в ноябре в войска уже направлены первые сертификаты.

— Что нового появилось в подпрограмме?

[1]

— Прежде всего «Государственные жилищные сертификаты» — это уже не самостоятельная программа, а подпрограмма федеральной целевой программы «Жилище», и рассчитана она сразу на 7 лет — с 2004 по 2010 год. Если коротко сказать об изменениях программы, то они коснулись двух основных вопросов: участников программы и системы финансового обеспечения сертификатов. Главное, установлена единая расчетная стоимость квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации.

Напомню, что по прошлым правилам стоимость устанавливалась для каждого субъекта Федерации. И нередко в соседних регионах цены весьма разнились. Например, в Кемеровской области цена квадратного метра устанавливалась в размере 9970 рублей, а в соседней Новосибирской области — уже 12 200 рублей, в Курганской области, от которой я избран депутатом Госдумы, 8000 рублей, в соседней Пермской — 10 400, а в Свердловской — 12 300 рублей. Но еще более существенной была разница между Москвой и регионами. В столице метр жилья по сертификату оценивался в 17 500 рублей. Практически в два раза больше, чем в весьма привлекательных Ставропольском крае, Астраханской и Ростовской областях. И некоторые деятели подобными «ножницами» весьма успешно пользовались: выписывали сертификат на Москву, обналичивали его, а затем уезжали в другой регион. И там покупали не только квартиру, но и дачу с машиной. По данным Главной военной прокуратуры, ущерб от подобных махинаций оценивается почти в две сотни миллионов рублей.

По новым правилам, повторюсь, установлена единая цена для всей Российской Федерации. Лишь для некоторых районов введены повышающие коэффициенты: для Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга — 20 процентов, для Дальневосточного федерального округа и Восточной Сибири — 15 процентов, для Калининградской области — 10 процентов.

Еще одно существенное новшество: под ГЖС можно брать ипотечный кредит. Собственные доплаты военнослужащего на улучшенное жилье, таким образом, будут не только минимальны, но и растянуты во времени. Вводится новый порядок реализации сертификатов. В течение двух месяцев с момента получения ГЖС владельцы сертификатов должны открыть счет в любом отделении отобранного на конкурсной основе банка. На всю процедуру оплаты сертификата отводится не более 10 рабочих дней.

В новый бланк сертификата вносятся все члены семьи участника подпрограммы. В расчете размера субсидии другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица будут учитываться только при условии признания их в судебном порядке членами семьи гражданина — участника подпрограммы.

— Что изменилось по составу участников программы?

Видео (кликните для воспроизведения).

— В состав участников программы включены новые, весьма значительные категории граждан. Прежде всего это члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Отмечу, что авторами этой инициативы были и члены думского комитета по обороне прошлого созыва. Согласитесь, что государство должно взять на себя заботу о семьях офицеров и прапорщиков, погибших при защите интересов этого государства.

Вторая значительная категория, которая включается в подпрограмму, — сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС, прослужившие не менее 10 лет.

При этом претендовать на получение сертификата могут не только те бывшие военнослужащие, у кого совсем нет квартиры, но и имеющие жилье, если оно не соответствует социальным нормам.

— Каковы в целом перспективы подпрограммы ГЖС?

— По предоставленной мне на днях директором Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго РФ Сергеем Кругликом информации, до конца текущего года предполагается выдать 6700 сертификатов на общую сумму более чем 6 миллиардов рублей. В следующем году ГЖС будет выдано почти в два раза больше — 11 620 сертификатов на сумму около 9 миллиардов рублей.

Проблема обеспечения жильем военнослужащих (стр. 1 из 6)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Амурский государственный университет

Кафедра Экономической теории и государственного управления

на тему: Проблема обеспечения жильем военнослужащих

по дисциплине Экономика социальной сферы

1 Право военнослужащих на жилище

2 Проблема обеспечения жильем военнослужащих

3 Проблемы, связанные с реализацией подпрограммы «Государственные

жилищные сертификаты» и накопительно-ипотечной системы

жилищный проблема военный реформа

Происходящие в России политические и социально-экономические преобразования и сопровождающие их реформы, в том числе и официально не провозглашенная, но, тем не менее, фактически проводимая военная реформа, существенно изменили многие аспекты существования практически всех слоев населения Российской Федерации, включая и военнослужащих.

Одним из направлений военной реформы является оптимизация структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых граждане проходят военную службу, в связи с чем произошло и продолжает происходить значительное сокращение личного состава указанных органов и организаций. В значительно большей степени это касается Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на современном этапе на пути формирования их нового облика (по терминологии политического руководства нашей страны). Наиболее острой проблемой при этом является удовлетворение жилищных потребностей увольняемых и уволенных военнослужащих. Остается острой и проблема обеспеченности жильем военнослужащих, проходящих военную службу, и членов их семей. Проводимые социологические опросы среди военнослужащих показывают, что жилищный вопрос доминирует среди других проблем, сопровождающих военную службу сегодня.

1. Право военнослужащих на жилище

Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере.

Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Указанная норма инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Читайте так же:  Требования к приобретению и хранению оружия в россии

Право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях договора найма жилого помещения (в литературе по гражданскому праву он, как правило, называется договором коммерческого найма жилого помещения) либо приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.

Как было отмечено ранее, в качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями.

В современных условиях право военнослужащих на жилище может обеспечиваться в следующих основных формах:

1) предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда:

— служебных жилых помещений;

[3]

— жилых помещений в общежитиях;

— жилых помещений маневренного фонда;

2) предоставление жилых помещений по договорам социального найма;

3) предоставление жилых помещений в собственность бесплатно;

4) предоставление на безвозмездной основе социальной выплаты на приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата;

5) выделение денежных средств в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

6) предоставление арендованных жилых помещений;

7) выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Военнослужащие реализуют право на жилище также в случаях:

— участия в кооперативном жилищном строительстве;

— приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

2. Проблема обеспечения жильем военнослужащих

1. Первое, на чем хотелось бы остановиться, это современное понятие права на жилище. Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, определенных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке.

С принятием ЖК РФ окончательно развеялись мифы относительно «благотворительной функции» Российского государства. Если по Конституции СССР 1977 г. каждому гарантировалось право на жилище, что в первую очередь подразумевало обеспечение бесплатной жилплощадью советских граждан, а уж потом (в качестве не основной формы) возможность самостоятельного обеспечения жилплощадью за счет участия в кооперативном и индивидуальном жилищном строительстве. Указанный подход породил иждивенческие настроения практически у всего советского населения, поскольку в сознание людей прочно вошла мысль об обязанности государства обеспечить их жильем, при этом без какой-либо адекватной отдачи с их стороны. Результат оказался общеизвестен — жилищная проблема стала одной из ключевых проблем нашего государства.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) также провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. В то же время следует обратить внимание на смещенные акценты в его понимании по сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1977 г.

Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Чтобы активизировать население, необходимо было отойти от иждивенчества и сказать всем, и это правильно, что только малоимущих будет государство обеспечивать социальным жильем, для остальных оно создаст определенные условия, чтобы они самостоятельно или в доле с государством решали индивидуальные жилищные проблемы.

И адекватно было всеми воспринято, что военнослужащие относятся к той категории иных граждан (в терминологии ст. 40 Конституции Российской Федерации), которым государство гарантирует бесплатное предоставление жилых помещений в силу их особого функционального предназначения. Федеральный закон N 122-ФЗ окончательно рассеял какие-либо иллюзии у всего населения нашего государства (в том числе в жилищной сфере), и прежде всего у военнослужащих, поскольку именно эта категория еще до принятий ЖК РФ была лишена права на бесплатное получение жилья по договору социального найма.

Обеспечение военнослужащих жильем

Предоставление жилых помещений для военнослужащих во все времена было больным вопросом. Проблема связана в основном с тем, что в силу своих служебных обязанностей вынуждены часто менять место своего проживания. Вместе с ними в постоянных переездах находятся и члены их семей. Поэтому во время прохождения службы государство обязуется предоставлять им служебные жилые помещения, либо оплачивать наём и поднаём жилья. Кроме того, по окончании службы военнослужащие имеют право на получение квартиры по ИМПЖ — избранному им месту проживания, либо денежные средства на ее приобретение. Возникает только вопрос: когда военнослужащих обеспечат жильём?

Законодательство об обеспечении жильём наших защитников Отечества постоянно изменяется, Правительство время от времени вносит необходимые для более успешной реализации государственных программ корректировки. Поэтому вопрос о том, что нового в законе о жилье военным, не теряет своей актуальности.

Изменения в законодательстве

Ещё с Советских времен, в основном, жилье офицерам выдавалось в натуральном виде. Для необеспеченных жильём — доступна аренда с последующей компенсацией расходов. Поднаем жилья военнослужащим — изменения в составе семьи влекут увеличение выплат, если число проживающих превысит трёх.

В условиях рыночной экономики все большей популярностью стали пользоваться ипотечные кредиты, предоставляющие возможность приобрести квартиру в долг с расчётом на десятки лет. Такой способ жилобеспечения избавляет от необходимости скитаться по съёмным площадям.

Правительство, приняв это во внимание, в 2005 году внесло в законодательство необходимые изменения и запустило программу «военная ипотека», которая в последние годы набирает все большие обороты. Возможно, благодаря ей мы сможем получить ответ на вопрос: когда военные получат жилье? То есть обеспечение жильём военнослужащих получило определённые временные рамки.

Читайте так же:  Компенсация страховых выплат

Поскольку возможности решение квартирного вопроса расширились, то появилось и больше казусов при оформлении. Предоставление жилья военнослужащим — судебная практика стала получать новые прецеденты дел, связанных с жилобеспечением военных. Нюансы могут также быть связаны с какими-то ведомственными отличиями. Например, военная ипотека для МВД доступна только для внутренних войск, а для МЧС только для военизированных спасательных отрядов.

Ипотечно-накопительная система

Программа НИС предусматривается участие в накопительной системе, позволяющей в течение 3-х лет, собрать на накопительном именном счёте военного сумму, достаточную для погашения первоначального взноса по ипотеке. Причём эти средства начисляются из средств бюджета.

По истечении 3-х летнего срока владелец счета имеет право на получение жилищного займа и оформление ипотечного кредита с банком. Ежемесячные выплаты по кредиту также оплачивает государство. Единственным условием является непременное продолжение службы Отечеству.

Эта программа рассчитана на достаточное длительное время, и по расчётам Правительства государство в 2023 году сможет полностью перейти на эту форму обеспечения военнослужащих положенным по закону жильём.

Существенная привлекательность данной формы обеспечения жильём заключается в том, что можно использовать средства жилищного кредита по программе военная ипотека на покупку жилого дома. Остаётся только открытым вопрос с возможностью строительства коттеджа на кредитные средства, но возможно и тут будет найден компромисс.

В целом, по программе военная ипотека военнослужащих, схема приобретения жилья или алгоритм действий достаточно прост, и требует лишь внимательного отношения к оформлению документов.

Жилищная субсидия

В январе 2014 года вступили в силу новые изменения в законодательстве, согласно которым офицеры, отслужившие не менее 10 лет, имеют право на получение жилищной субсидии.

В отличие от военной ипотеки, при расчёте субсидии принимаются во внимание все члены семьи военнослужащего. Это происходит путём подсчёта квадратных метров положенных на каждого совместно проживающего члена семьи, в расчёте не менее 18 кв.м. на каждого.

Принимаются во внимание и одинокие офицеры, впрочем, как и семейные пары, не имеющие детей, для них установленные нормы составляют 33 и 42 кв.м. Кроме того, в расчёт принимает общий стаж службы, который учитывается при расчётах путем прибавления повышающего коэффициента, устанавливаемого для каждого временного отрезка.

С помощью этого нововведения Правительство планирует к окончанию этого года ликвидировать имеющуюся задолженность среди военных пенсионеров, до сих пор не обеспеченных жилой площадью.

Как всем известно, эти очереди тянутся уже многие годы и конца им пока не видно.

Когда можно приобрести квартиру

В связи с этими изменения возникает закономерный вопрос: когда военному положена квартира? Так вот, благодаря военной ипотеке молодые офицеры могут приобрести квартиру уже после трёх лет службы, но проблема в том, что если они уволятся до достижения ими стажа в 10 лет, то согласно закону будут обязаны вернуть государству все средства, предоставленные на покупку недвижимости.

Квартира остаётся за бывшим военнослужащим, но если он не погасит долговые обязательства перед государством и банком, то на неё будет обращено право требования, что означает лишение имущества.

В общем и целом получается, что частичное право на получение квартиры у военного возникает по достижению им стажа в 10 лет, а полное право он получает только по достижении 20 лет службы. Увольнение военнослужащего после получения жилья — это вполне закономерный процесс.

В последнее время чиновники, отвечая на вопросы о том: когда военнослужащие получат квартиры, отвечают, что проблема распределения заключается том, что военные отказываются от предложенных им помещений и в качестве ИПМЖ (индивидуального постоянного места жительства) избирают другой регион. Именно для решения этого вопроса была введена жилищная субсидия, позволяющая покупать недвижимость в любой регионе нашей страны.

Причём в первую очередь неизвестность касается ЕДВ, как формы жилобеспечения. Так как с военной ипотекой все более-менее ясно, так как установлено, что суммы выплат по ней не превышают 3 миллионов. В ближайшие годы эта сумма может увеличиться, но не существенно, так как зависит от ежегодных государственных выплат, которые, как правило, увеличиваются с учётом инфляции.

ЕДВ же для каждого офицера рассчитывается индивидуально, и зависит не только от стажа, но и количества совместно проживающих членов семьи. При расчёте субсидии есть категория льготников имеющих право на получение дополнительных 15 кв.м.

Получается, что для молодых военнослужащих лучшим вариантом является военная ипотека, так как именно она позволит в самом начале службы обеспечить себя и свою семью приличной квартирой. Но оформляя ипотеке, стоит задуматься о том, желает ли он и дальше продолжать службы Отечества. Если нет, то такой вариант может нести неприятные последствия в виде огромных долгов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субсидия будет намного выгоднее для людей отдавших свой долг Родине, и имеющих стаж не менее 20 лет. Как правило, у них уже есть дети, и все это буде принято во внимание и рассчитано при начислении ЕДВ.

Источники


  1. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  4. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  5. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
Решение жилищных проблем военнослужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here