Право на выбор медицинского учреждения и лечащего врача

Сегодня предлагаем информацию: "Право на выбор медицинского учреждения и лечащего врача" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Право на выбор медицинского учреждения и лечащего врача

Болезнь довольно неприятное состояние, поэтому большинство людей старается максимально быстро избавить свой организм от различных вирусов и недомоганий. Когда самостоятельная борьба заходит в тупик приходиться обращаться за помощью к настоящим профессионалам, увы, далеко не все медицинские работники обладают нужной на Ваш взгляд квалификацией. В такой ситуации возникает резонный вопрос, а могу ли я, как потребитель медицинских услуг самостоятельно выбрать учреждение здравоохранения и доктора? Согласно главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый пациент имеет законное право на выбор медицинского заведения и врача.

Казалось бы, всё просто, существует закон, конкретное обоснование Вашего права на самостоятельный выбор, однако возникает несколько противоречий. Подробно ознакомившись с действующим законодательством, следует, что претендовать на самостоятельный выбор могут только пациенты, участвующие в программе государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи. Следовательно, учитывая статью 21 закона «Об основах охраны здоровья» на выбор медицинского учреждения, а также лечащего врача имеет право пациент, воспользовавшийся бесплатной медицинской помощью. Ниже мы подробно рассмотрим все правила, благодаря которым можно будет сделать свой выбор, не взирая ни на что.

Сегодня в России существует масса лечебных учреждений оказывающих платные медицинские услуги, поэтому, заключая договор с подобными организациями, Вы фактически делаете самостоятельный выбор. Законодательство, к сожалению не совершенно, и в случае оказания платных услуг пациент может столкнуться со сложностями. В случае оказания помощи неквалифицированными сотрудниками, при определении размера компенсации за причиненный вред могут возникнуть неприятности, поэтому необходимо детально изучить договор и проконсультироваться с юристом.

Порядок выбора медицинского учреждения

Если Вы хотите сделать самостоятельный выбор медицинского учреждения, нужно придерживаться следующих пунктов и обязательно действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прежде всего, нужно составить письменное обращение в выбранную медицинскую организацию, которое должно содержать следующую информацию:

  • Подробное наименование медицинского учреждения, а также фактический адрес местонахождения, организации, которая приняла заявление.
  • Фамилию, имя и отчество будущего пациента, дату и место рождения, пол, а также другую информацию о пациенте.
  • Подробное наименование страховой организации, которую выбрал пациент.
  • Подробную информацию о медицинской организации, оказывающей помощь на момент подачи заявления.
  • Другие сведения, указанные в пункте 4 Приказа № 406н «О порядке выбора медицинской организации».

Вы можете обратиться с подобным заявлением в любое медицинское учреждение, специалистов которого считаете более квалифицированными. После подачи заявления следует внимательно следить за исполнением следующих действий:

  • Выбирая медицинское заведение, в котором Вам будет оказана первичная медико-санитарная помощь, пациент должен получить информацию обо всех врачах.
  • С момента получения Вашего письменного обращения, медицинское учреждение занимается подробной проверкой всех указанных в нём данных.
  • В письменной или устной форме пациент получит информацию о принятии его на медицинское обслуживание. Подобную информацию доносят руководителем учреждения в любой доступной форме.
  • Медицинская организация обязана направить в страховую компанию всю информацию о принятии пациента на медицинское обслуживание. Подобное уведомление направляется в течении трёх суток с момента информирования гражданина.

Некоторые категории населения обладают дополнительными правами по выбору медицинского заведения, что отражается в специальных нормативных документах. Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 № 770 «Об особенностях выбора медицинской организации» распространяется на граждан, которые проживают в различных закрытых городах и поселениях, а также на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами. Статьи 25 закона «Об основах охраны здоровья» позволяют сделать самостоятельный выбор медицинской организации военнослужащим, солдатам, проходящим альтернативную службу, призывникам и контрактникам. Статья 26 закона регламентирует права задержанных, заключенных под стражу и отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Запомните, что выбрать медицинское учреждение самостоятельно можно лишь при условии участия данной организации в программе государственных гарантий на территории России. В Приказе Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» подробно расписано, какие действия необходимо предпринять для осуществления самостоятельного выбора.

Как выбрать или заменить лечащего врача

С момента обращения в медицинское учреждение лечащий врач назначается руководителем медицинской организации, возможен и самостоятельный выбор пациента. Право на выбор доктора для оказания услуг, также регламентируется законодательно, однако помимо этого необходимо согласие и самого врача. Если Вам не удалось выбрать лечащего врача самостоятельно, Вы можете обратиться к руководству медицинской организации с заявлением о замене врача. В представленном заявлении очень важно указать причину, по которой Вы требуете замену лечащего врача. На основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 407н руководитель лечебного заведения должен рассмотреть все указанные доводы и вынести решение в пользу пациента. Своим законным правом на самостоятельный выбор медицинского учреждения пациент может воспользоваться только один раз в год. Осуществить самостоятельный выбор доктора в выбранной организации, также можно единожды.

Какую медицинскую помощь можно получить

На сегодняшний день в российской медицине существует несколько видов оказываемой помощи:

— первичная специализированная медико-санитарная помощь.

К первичной медико-санитарной помощи относятся различного рода осмотры, связанные с профилактикой и диагностикой заболеваний, лечением и реабилитацией, а также ведение беременности и принятие родов, просвещение население о здоровом образе жизни. Получить подобную помощь довольно просто, необходимо направление врача – терапевта. Если Вы решили обратиться в медицинское учреждение самостоятельно помощь будет оказана с учётом правил и порядков утверждённых Минздравом РФ.

— специализированная медицинская помощь.

Специализированную медицинскую помощь можно получить только по направлению врача, в котором должны быть представлены несколько вариантов медицинских учреждений на выбор. Все медицинские учреждения должны участвовать в программе государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь, и полностью специализироваться на заболевании пациента.

— медицинская помощь в неотложной или экстренной форме.

Довольно часто возникают ситуации, когда пациенту требуется срочное медицинское вмешательство при обострении хронических заболеваний, внезапных острых заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента. Подобного рода неотложная помощь оказывается максимально быстро с момента обращения пациента. В данной ситуации оказывать медицинские услуги может любой назначенный руководителем сотрудник, имеющий нужную квалификацию.

Проанализировав все аспекты и положения законодательных актов можно сделать вывод, что пациент вправе самостоятельно подбирать медицинское заведение и лечащего доктора. Нужно получить всю информацию о медицинских учреждениях Вашего города, познакомится с ведущими докторами и только тогда отдавать свой голос в пользу того или иного медицинского заведения.

Право на выбор врача и медицинской организации

Права граждан в сфере охраны здоровья занимают важное место среди социальных прав граждан, в связи с чем вопросы их законодательной регламентации всегда являются предметом дискуссий как в научной среде, так и среди граждан. В настоящее время они снова стали предметом бурных споров в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Одним из проблемных вопросов, касающихся прав граждан в сфере охраны здоровья вообще и прав пациента — в частности, является право на выбор врача и медицинской организации. Несмотря на то что указанное право напрямую закреплено в законе, четкие механизмы его реализации в данный момент отсутствуют. В то же время оно имеет важнейшее значение для граждан, поскольку возможность выбора подразумевает определение наиболее оптимальных условий получения ими медицинской помощи.

Читайте так же:  Образец заявления работника на увольнение по собственному желанию, рекомендации по составлению

В результате в настоящее время сложилась ситуация, когда, с одной стороны, граждане желают воспользоваться данным правом, а с другой — отсутствует единый подход со стороны медицинских организаций к его реализации.С нашей точки зрения, имеют место два самостоятельных права — право на выбор врача и право на выбор медицинского страхования. В то же время для реализации указанных прав одного волеизъявления пациента было недостаточно, так как необходимо соблюдение ряда условий. Так, право на выбор врача включало в себя возможность выбора в том числе врача общей практики и лечащего врача, но для этого необходимо было учитывать наличие согласия самого врача. Помимо этого врач был тесно связан лечебно-профилактическим учреждением, и выбрать только его было проблематично. При этом право на выбор лечебно-профилактического учреждения возможно было реализовать только в рамках условий договоров обязательного и добровольного медицинского страхования. Специальной статьи, раскрывающей указанное право пациента, Закон не предусматривал. На практике указанная норма была труднореализуема. Так, при выборе врача процедуры получения его согласия не предусматривалось. Таким образом, фактически без согласия самого врача реализовать это правомочие было невозможно.

С нашей точки зрения, имеют место два самостоятельных права — право на выбор врача и право на выбор медицинской организации. В то же время указанные права тесно взаимосвязаны между собой. Так, субъектами, которые наделены соответствующими правомочиями по выбору, являются пациенты, а обязанными субъектами являются медицинские организации. Действующее законодательство не разграничивает данные права, а, наоборот, конструирует нормы закона таким образом, что фактически реализация одного права тесно связана с реализацией другого, и нередко одно право невозможно без другого.
Непосредственно сами условия реализации указанного права дифференцируются в законе в зависимости от вида медицинской помощи. Основной же проблемой, которая возникает и перед законодателем, и перед участниками соответствующих правоотношений, является объем прав и обязанностей сторон. Имеется в виду наличие возможности у любого пациента обращения к любому врачу и в любое медицинское учреждение, или же существуют определенные ограничения.

Исторически в отечественном законодательстве право на выбор врача и медицинского учреждения впервые было закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которые в разд. 6 предусматривали права граждан при оказании медико-социальной помощи, закрепляя в ст. 30 среди прав пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного

Выбор лечебно-профилактического учреждения был ограничен условиями договоров страхования (обязательного и добровольного). Однако при заключении вышеуказанных договоров страхования гражданин непосредственно влиять на их содержание в части определения лечебно-профилактического учреждения не мог. При заключении договора обязательного медицинского страхования гражданин принимал стандартные условия договора страхования. Об этом свидетельствует и сама система медицинского страхования.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на закрепление в Законе, указанное право было труднореализуемо, отсутствовал механизм его реализации, в частности, не были установлены обязанности со стороны ответственных субъектов по его реализации, а право гражданина на выбор врача и медицинской организации фактически подменялось действиями страховой организации, которая заключала договор с медицинским учреждением. Фактически такую же позицию заняла и судебная практика. Так, в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 января 2004 г. N КАС03-638 указывается на то, что п. 2 ч. 1 ст. 30 Основ связывает выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, то есть с теми учреждениями, к которым граждане прикреплены для медицинского обслуживания в рамках медицинского страхования.

Вопрос об ограничении выбора врача и медицинского учреждения договором страхования нашел свое отражение и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26 марта 2001 г. N 44-Г01-9, в котором указывалось на то, что выбор медицинского учреждения и врача возможен в пределах договоров обязательного и добровольного медицинского страхования, а по договору обязательного медицинского страхования страховщик в лице страховой медицинской организации берет на себя обязательство обеспечить застрахованный правом свободный выбор врача и медицинского учреждения в пределах согласованного перечня медицинских учреждений.

Таким образом, сложилась ситуация, когда закон закреплял одно право, а реализовывалось оно в другом виде. Данную проблему отмечал Президент РФ Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г.: «Несмотря на законодательно закрепленную возможность выбора страховых организаций, медицинских учреждений, выбора просто самого врача, в реальной жизни такой выбор практически отсутствует».

В настоящее время действующее законодательство также предусматривает право на выбор врача и медицинского учреждения. Так, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 10 рассматривает возможность выбора медицинской организации и врача в качестве одного из способов обеспечения доступности и качества медицинской помощи. В соответствии с ст. 18 данного Федерального закона оказание доступной и качественной медицинской помощи входит в число способов, обеспечивающих право на охрану здоровья. Подпункт 1 п. 5 ст. 19 указанного Федерального закона среди прав пациента в первую очередь предусматривает право на выбор врача и медицинской организации. При этом сама ст. 19 регламентирует право на медицинскую помощь. Несмотря на то что законодатель напрямую не указывает на то, что права пациента являются составной частью права на медицинскую помощь, помещение в указанную статью свидетельствует об этом. Соответственно, и право на выбор врача и медицинской организации является составной частью права на медицинскую помощь.

Естественно, руководитель медицинской организации при принятии решения будет руководствоваться нормативами нагрузки в соответствии со штатным расписанием. Но предугадать количество лиц, решивших получать первичную медико-санитарную помощь в его учреждении, каждый год будет невозможно и, соответственно, будет затруднительно определиться со штатным расписанием и фондом оплаты труда.

[1]

Отдельно возникает проблема доступности медицинской помощи. Если при посещении врача во время приема в медицинской организации проблемы транспортной доступности, расстояния до медицинского учреждения, времени в пути ложатся на пациента, поскольку он сам выбрал медицинскую организацию за пределами своего участка, то при оказании медицинской помощи на дому ситуация другая. Участковый врач-терапевт не только ведет прием в медицинской организации, но и посещает граждан на дому в пределах своего участка. Однако сложно представить ситуацию, при которой участковый врач-терапевт будет иметь возможность и желание выезжать далеко за пределы своего участка. Законодательством также не предусматривается такая возможность.

Тесно связана с указанной проблемой преемственность медицинской помощи. Если медицинскую помощь на дому будет оказывать участковый врач-терапевт, осуществляющий свою деятельность в медицинской организации по территориально-участковому принципу, а на амбулаторный прием гражданин будет обращаться к участковому врачу-терапевту в другую медицинскую организацию, то будет утрачена преемственность в медицинской помощи, что обязательно скажется на ее качестве, то же самое касается и медицинской документации. Фактически одного пациента будут наблюдать разные врачи одного профиля, которые будут осуществлять лечение без согласования друг с другом.

Читайте так же:  Земельные участки многодетным семьям - порядок получения

Следующим видом медицинской помощи является первичная специализированная медикосанитарная помощь, где также предусмотрено право на выбор врача медицинской организации. Оно осуществляется в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им по правилам, предусмотренным для выбора медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи. В данном случае это право осуществляется с учетом порядков оказания медицинской помощи, утвержденных приказами Минздравсоцразвития РФ и территориальными органами управления здравоохранением.

При получении следующего вида медицинской помощи — специализированной медицинской помощи в плановой форме — выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. Этот выбор ограничен рамками территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации в случае, если необходимую медицинскую помощь оказывают несколько медицинских организаций.

Таким образом, основными проблемами в реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации являются сложности организационного и территориального характера, непосредственно вытекающие из объема прав и обязанностей сторон. В связи с этим необходимо отметить, что государство само определяет объем признания указанного права. Очевидно, что и решать сложившиеся проблемы необходимо путем использования государством возможности корректировать объем и механизм реализации рассматриваемого права.

[3]

Представляется, что определенными ориентирами в данном случае должны стать международно-правовые нормы, регламентирующие данные вопросы. Непосредственно эти вопросы затронуты в актах Международной организации труда (МОТ). Так, Рекомендации МОТ от 15 июня 1927 г. N 29 «Об общих принципах страхования по болезни» в п. 11 закрепляют положение о том, что «в городских центрах и в рамках определенных географических пределов застрахованное лицо должно иметь право выбирать врача из числа врачей, имеющихся в распоряжении страхового учреждения, если это не влечет за собой значительного увеличения расходов для страхового учреждения».

В данной норме фактически закрепляется право на выбор врача, но с определенными ограничениями, связанными с географическими пределами, и только из числа врачей, имеющихся в распоряжении страхового учреждения. Указанное правило оперирует термином «географические пределы», являющимся ограничением права выбора врача определенной территорией.

Рекомендации МОТ от 12 мая 1944 г. N 69 «О медицинском обслуживании» в п. 47 закрепляют положение о том, что «обслуживаемое лицо должно иметь право выбирать среди врачей-терапевтов, находящихся в распоряжении данного учреждения и в пределах разумного расстояния от своего местожительства, врача, под наблюдением которого оно желает постоянно находиться (домашнего врача)», причем «оно должно иметь такое же право выбирать врача для своих детей», а в п. 48 — о том, что «если обслуживание предоставляется центрами здравоохранения, то обслуживаемое лицо должно иметь право выбирать центр, расположенный на разумном расстоянии от своего местожительства, и выбирать как для самого себя, так и для своих детей врача и зубного врача среди врачей-терапевтов и зубных врачей, работающих в данном центре». В данной Рекомендации в качестве ограничения права на выбор врача и медицинского учреждения в рамках определенной территории используется критерий «разумного расстояния». Кроме того, выбор врача ограничен врачами конкретного учреждения.

Анализ вышеуказанных Рекомендаций показал, что рассматриваемое право, с точки зрения МОТ, не является абсолютным. Можно вывести два ограничения: первое связано с территорией такого выбора, второе — с кругом врачей, из которых можно выбирать.

Представляется, что указанные критерии могут быть использованы в отечественном законодательстве с целью оптимального регулирования права на выбор врача и медицинской организации. Применительно к рассматриваемому праву, представляется, что границы его признания должны быть не менее рамок, установленных международными стандартами. Фактически рассмотренные выше Рекомендации МОТ можно рассматривать в качестве таковых: несмотря на то что они носят рекомендательный характер, они устанавливают минимальные требования по реализации рассматриваемого права.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Право на выбор врача и медицинской организации является позитивным правом. Для его реализации необходимо, что бы оно было признано со стороны государства. Объем закрепления указанного права в национальном законодательстве определяется государством. Международные стандарты устанавливают ограничения права выбора врача и медицинской организации, связанные с территорией выбора и кругом врачей, из которых можно выбирать.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым внести в действующее законодательство ряд изменений. Во-первых, исключить из конструкции указанного права необходимость получения согласия врача на выбор пациента. Во-вторых, в целях сохранения преемственности в оказании медицинской помощи и обеспечении ее качества установить территориальные границы для выбора врача и медицинской организации для получения первичной медикосанитарной помощи.

Право пациента на выбор врача и медицинской организации (Мандрюков А.)

Дата размещения статьи: 11.02.2016

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации. Об этом и пойдет речь в данной статье.
———————————
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Выбор гражданином врача и медицинской организации

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия последнего.
В силу ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из списка медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с законодательством РФ.
———————————
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Примечание. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273.

Особенности выбора медицинских организаций и врачей для оказания медицинской помощи

Медицинским организациям не стоит забывать о том, что при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете:
— о медицинской организации;
— об осуществляемой ею медицинской деятельности;
— о врачах, уровне их образования и квалификации (п. 7 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ).
При этом в силу п. 9 ст. 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана предоставить такому пациенту медицинскую помощь без участия студентов медицинских образовательных учреждений.

В заключение подведем итог:
1) при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и выбор врача с учетом согласия врача;
2) признается незаконным отказ в прикреплении на медицинское обслуживание по причине специфики заболевания гражданина, проживания его в другом районе города. При этом в случае оказания скорой (неотложной) медицинской помощи в прикреплении на медицинское обслуживание может быть отказано, если время прибытия к больному будет превышать предусмотренный законодательством срок (20 минут);
3) в случае признания судом незаконным отказа в прикреплении на медицинское обслуживание гражданин вправе потребовать компенсацию морального вреда от учреждения здравоохранения;
4) при выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в Интернете, о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности и врачах, уровне их образования и квалификации.

Читайте так же:  Все возможные выплаты и компенсация по смерти в москве

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Как осуществляется право пациента на выбор врача и медицинской организации?

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им по территориально-участковому принципу, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Право на выбор медицинского учреждения и лечащего врача

Лига защитников пациентов

oбщероссийская общественная организация

Права пациентов

7.2. Механизм реализации права на выбор врача и ЛПУ

Упомянутый Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, может быть успешно применен, если забыть про все сложности, которые я описал выше. Он дает алгоритм действий при выборе, но пользуясь этим алгоритмом, следует помнить, что в любой момент может найтись любой из вышеперечисленных поводов, чтобы отказать вам в вашем праве. В 2012 году мы получали на это неоднократные жалобы. И, тем не менее, когда нет иного выхода, согласно Порядку, утвержденному названным приказом, просто предпримите предписанные ниже действия.

Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию (далее — медицинская организация, принявшая заявление) с письменным заявлением о выборе медицинской организации (далее — заявление), которое содержит следующие сведения:

1) наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;

2) фамилия и инициалы руководителя медицинской организации, принявшей заявление;

3) информация о гражданине :

— фамилия, имя, отчество (при наличии);

— данные документа, предъявляемого согласно пункту 5 Порядка;

— место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника);

4) информация о представителе гражданина (в том числе законном представителе) :

-фамилия, имя, отчество (при наличии);

— отношение к гражданину;

Данные документа, предъявляемого согласно пункту 5 Порядка ;

5) номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;

6) наименование страховой медицинской организации, выбранной гражданином;

7) наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.

При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов :

1) Для детей после государственной регистрации рождения и до четырнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации:

свидетельство о рождении;

документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

полис обязательного медицинского страхования ребенка;

2) Для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше:

паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

Видео (кликните для воспроизведения).

полис обязательного медицинского страхования;

3) Для лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»:

удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или копия жалобы на решение о лишении статуса беженца, поданной в Федеральную миграционную службу с отметкой о ее приеме к рассмотрению, или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

полис обязательного медицинского страхования;

4) Для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации:

паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид на жительство;

полис обязательного медицинского страхования;

5) Для лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации:

документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

вид на жительство;

полис обязательного медицинского страхования;

6) Для иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации:

паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации;

полис обязательного медицинского страхования;

7) Для лиц без гражданства, временно проживающих в Российской Федерации:

документ, признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации либо документ установленной формы, выдаваемый в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

полис обязательного медицинского страхования;

8) Для представителя гражданина, в том числе законного:

документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия представителя;

9) В случае изменения места жительства — документ, подтверждающий факт изменения места жительства.

При осуществлении выбора медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, гражданин должен быть ознакомлен с перечнем врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) или фельдшеров, с количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников, и сведениями о территориях обслуживания (врачебных участках) указанных медицинских работников при оказании ими медицинской помощи на дому.

После получения заявления медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.

Медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение двух рабочих дней с момента получения письма, указанного в пункте 7 Порядка, направляет соответствующую информацию письмом посредством почтовой связи, электронной связи в медицинскую организацию, принявшую заявление.

В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание.

В течение трех рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание медицинская организация, принявшая заявление, направляет в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, и в страховую медицинскую организацию, выбранную гражданином, уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.

После получения уведомления, указанного в пункте 10 Порядка, медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение трех рабочих дней снимает гражданина с медицинского обслуживания и направляет копию медицинской документации гражданина в медицинскую организацию, принявшую заявление.

Выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином с учетом соблюдения установленных сроков оказания скорой медицинской помощи.

Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее — направление), выданному лечащим врачом, которое содержит следующие сведения:

1) Наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;

2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

На основании информации, указанной в пункте 14 Порядка, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.

В случае, если гражданин выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает срок ожидания медицинской помощи, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации.

Выбор медицинской организации пациентом: новые взаимоотношения

О плюсах и минусах выбора клиник, работающих по ОМС, рассказывает руководитель Центра медицинского права Алексей Панов.

Возможность для пациента самому выбрать ЛПУ, где он будет проходить обследование или лечение, появилась в российском законодательстве не вчера.

Еще в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», принятых в 1993 году, как в еще ранее принятом законе РФ от 28.06.1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» существовали правовые нормы о возможности выбора пациентом медицинской организации. В частности, об этом говорилось в статье 30 «Основ…», декларирующей права пациентов: «При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: … выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования». Статья 6 Закона «О медицинском страховании» гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования».

Согласно вышеобозначенным статьям, при обращении за медпомощью и при ее получении пациент имеет право на выбор врача (в том числе врача общей практики, лечащего врача), а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами ОМС и ДМС. То есть пациент, имеющий полис ОМС, теоретически мог выбирать мед.организации – но только те, с которыми страховая компания,выдавшая полис ОМС, заключила договор. Если договора не было, пациент обратиться в бюджетное медучреждение не мог.

Получается, что норма была, но не было подзаконного нормативного акта, который бы реализовал данное право – чем в большинстве случаев и воспользовались мед.организации: не пошли на поводу у пациента, считая, что, где граждане зарегистрированы, там пусть и получают медпомощь. И в регистратурах медсестры говорили жесткими командными голосами: «Обращайтесь по месту жительства» – имея в виду прописку.

Только юридически грамотные пациенты обращались в то время в поликлиники по месту фактического проживания. Однако для того, чтобы получить медпомощь, им приходилось писать заявления на имя главврачей, зав.поликлиник со всеми юридическими выкладками – ссылками на 30 статью, а потом еще при личной встрече доказывать свою правоту. Так, к примеру, добивался резолюции главврача «Разрешить оказание медпомощи по месту фактического проживания» один из авторов этой статьи – управляющий Центром медицинского права А.В.Панов. Однако таких грамотных пациентов на всю Россию было несколько десятков человек.

Какой-либо юридической ответственности медицинских организаций – к примеру, значимого административного штрафа за нарушение данного права пациентов – не было. А обращаться в суды с требованием компенсировать по этому поводу моральный вред – с возможной суммой компенсации от 100 до 500 рублей – пациенты бы не стали, так как судопроизводство процедура неспешная, требующая отвлечения времени, ну и, конечно же, представления доказательств.

Вот поэтому право выбора медорганизации существовало, но было декларативным.

С 1 января 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в котором также декларировалось право застрахованного на выбор медицинской организации. В его ст. 16 говорилось, что «застрахованные лица имеют право на: выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации…».

Спустя год был принят новый закон (№ 323-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где в главу 4, регулирующую права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья, была внесена целая ст. 21 «Выбор врача и медицинской организации».

То есть законодатель в лице всех субъектов законотворческой инициативы (Правительства РФ, депутатов Государственной Думы), счел необходимым и важным выделить отдельно правовую норму в рамках данного закона. И при обсуждении законопроекта – с учетом мнения общественности (привлеченных к обсуждению многочисленных общественных организации, как врачебных, так и пациентских) – данное право пропагандировалось как реализация одного из основополагающих принципов при охране здоровья, доступности медпомощи и приоритета интересов пациентов при ее оказании (см. ст. 4 того же закона).

Поэтому, как я сказал вначале, выбор мед.организации пациентом – это не новые взаимоотношения. Это коррекция ранее имеющихся правовых норм, в т.ч. об обязательном медицинском страховании и приведение их к правовой определенности – по содержаниюне противоречащей тому, что было раньше.

Реализуя данную правовую норму, законодатель применил так называемое делегированное регулирование: он не совсем напрямую изложил порядок выбора мед.организации, а обязал уполномоченный орган (сейчас Минздрав РФ, а на момент принятия закона – Минздравсоцразвития РФ) установить алгоритм (регламент) данного порядка. То есть уточнить все нюансы с учетом текущей ситуации. Это связано с тем, что процесс изменения законодательства на уровне закона достаточно трудоемкий, длительный и инерционный: чтения в Госдуме РФ, Совете Федерации, подписание Президентом, опубликование, вступление в силу.

А вот уполномоченный орган, в данном случае Минздрав РФ, может оперативно вносить в порядок (права выбора пациентом мед.организации) коррективы, исходя из текущей ситуации – потому что прописанный порядок по тем или иным причинам может не соответствовать потребностям и интересам граждан и медорганизаций и потребовать максимально быстрой коррекции.

Вот пример. Представим гипотетически, что в городе-миллионнике большинство пациентов (мужчин) с простатитом решили получать медпомощь в урологическом отделении областной клинической больницы, которая лучше других оснащена, имеет высококвалифицированные кадры, привилегированное финансирование, что тоже сказывается на уровне медобслуживания. Итак, потребности граждан практически безграничны, а возможности медучреждения ограничены, в т.ч. и по амбулаторно-поликлиническому приему врачами- урологами. Что делать? Данное противоречие (повторюсь, если оно гипотетически возникнет) и должен разрешить уполномоченный орган.

Не стану останавливаться подробно на порядке выбора медорганизации, так как он изложен в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.21 ). а также в подзаконном нормативном акте: Приказе Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 г. № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (зарегистрирован в Минюсте России 21.05.2012 г. № 24278) и в Приложении к этому приказу.

Однако хочется дать видение тех последствий, которые может иметь для общественного здравоохранения и самих граждан реализация данного субъективного права гражданинана выбор медорганизации.

В ходе обсуждения законопроекта и сразу после вступления его в законную силу среди экспертов по вопросам общественного здравоохранения и главврачей встречалось мнение о том, что реализация права выбора медорганизаций фактически затормозит работу самих медицинских организаций. Якобы пациенты побегут в самые лучшие медорганизации, которые станут получать больше денег за большее количество пролеченных граждан, но в результате там наступит коллапс. Потому что возможности отдельной, даже самой лучшей медорганизации не безграничны…

Однако наши наблюдения, а также наблюдения широкого круга наших знакомых в медицинском сообществе говорят о том, что ничего подобного в ближайшее время не случится. Коллапса нет и не будет – потому что массового перехода пациентов из одних мед.организаций в другие не происходит и своим правом на выбор медорганизации пациенты в абсолютном большинстве своем не пользуются.

Почему? Можно предположить следующее.

Во-первых, в большинстве своем российские граждане о праве выбора медорганизации просто не знают – в виду скудных правовых познаний в принципе и в сфере здравоохранения в частности (имеет право быть такая точка зрения? – конечно!). Хотя за счет Интернета все же наметилась тенденция к повышению правовой грамотности…

Во-вторых, те, кто об этом знает, не стремятся реализовать это право – поскольку обслуживание по месту жительства их устраивает, или просто привыкли. А ездить в другой район, чтобы обслуживаться в лучшей медорганизации, с учетом расстояний и пробок (особенно в крупных городах) смысла нет.

В-третьих, как вы представляете себе реализацию этого права в районах Оренбургской, Кемеровской, Рязанской и прочих областей, где на район одна ЦРБ и обращаться больше некуда? А ехать из района в областной центр, преодолевая расстояние в 200-400 км, из-за стоимости проезда и временных затрат малоэффективно.

Таким образом, остается очень небольшая группа продвинутых граждан, которые о своем праве знают и готовы его применять. В основном это касается тех, кто зарегистрирован по одному месту жительства, а фактически проживает в другом, ирядом имеется хорошее ЛПУ. Вот они и будут добиваться обслуживания по месту фактического проживания.

И несколько слов о миграции населения – поскольку это напрямую связанно с правом выбора гражданином медорганизации. Рядом с любой мед.организацией существует определенная территория, где проживают граждане – микрорайон или частная застройка. Так вот, больше, чем может проживать на данной территории людей, туда не впихнешь. Поэтому, даже с учетом миграции, в целом количество граждан, проживающих рядом с каждой конкретной медорганизацией, практически неизменно. Поэтому какие-то колебания, связанные с правом выбора, не смогут дезорганизовать работу медорганизаций.

Таким образом, повторюсь, фактов коллапса работы медорганизаций ни у меня, ни у Центра медицинского права пока нет. Насколько мне известно, подобная проблема не звучала и на недавно состоявшемся Первом Национальном съезде врачей РФ – ни в выступлениях, ни в кулуарах.

Если бы проблема была, если бы у медорганизаций значительно увеличилось число прикрепленного населения, то это привело бы к увеличению объемов медпомощи. Между тем, каждой медорганизации в рамках Территориальной программы госгарантий и договорных отношений в системе ОМС предоставляется определенный объем медпомощи, выход за пределы которого чреват и финансовыми санкциями, и бюрократическими процедурами, связанными с обоснованием увеличения объемов – что должно приводить в итоге к увеличению финансирования.

Однако пока я не находил информации о том, чтобы из-за реализации права граждан на выбор медорганизаций Территориальные фонды ОМС, страховые компании, органы исполнительной власти субъектов РФ вели переговоры с медицинскими организациями о коррекции объемов медпомощи и финансирования.

Безусловно, соблюдение данного порядка требует увеличения бумажной работы, административного персонала ЛПУ – прежде всего амбулаторно-поликлинического звена. Это связано с рассмотрением заявлений граждан, направлением уведомлений в страховые компании, подготовкой копий медицинских документов и их пересылкой в мед.организации. Но, опять же, пока что объем таких работ для административного персонала ЛПУ не катастрофичен и не требует значительных трудозатрат.

На первом Национальном съезде врачей России Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев еще раз упомянул о том, что одной из важнейших задач, стоящих перед российской системой здравоохранения, является повышение доступности и качества медпомощи. На том же съезде Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова обратила внимание врачебного сообщества на то, что право выбора мед.организации – одна из составляющих принципа доступности медпомощи как развития механизма управляемой конкуренции.

Уважаемые коллеги! Тот факт, что в настоящее время право выбора пациентом мед.организации пока что (смоей экспертной точки зрения) не затрагивает Вашу деятельность, не означает, что такая пассивность граждан будет всегда.

Когда-то граждане нашей страны только слышали о Законе РФ «О защите прав потребителей», а сейчас используют его постоянно. Поэтому у медиков, особенно главврачей медорганизаций имеется некоторая (но не слишком большая) фора во времени. В дальнейшем правосознание граждан в сфере охраны здоровья будет расти. Это динамический процесс, и право выбора гражданином мед.организации реально усилит конкуренцию в здравоохранении, поскольку за пациентами пойдут деньги. Вдобавок в систему ОМС вовлекается все больше частных медорганизаций, конкуренция будет нарастать.

Кроме того, Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012г. N 17″О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» усилит динамику реализации прав, т.к. высший судебный орган среди прочего дал разъяснения о следующем: «К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. При решении судом вопроса о компенсции потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

То есть непредоставление застрахованным в системе ОМС пациентам реализации права выбора медорганизации будет защищаться ими в суде через применение закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» посредством взыскания денежной компенсации морального вреда. Динамика применения потребительского законодательства к отношениям по ОМС будет возрастать, что чревато имущественными потерями для бюджетных учреждений.

К этой тенденции медики должны быть готовы заранее, чтобы предупредить предъявление исков. В целом же право выбора медорганизации позволит им показать пациентам свои конкурентные преимущества, в том числе через адекватную информацию в интернете. Чтобы пациенты, основываясь на этой информации, могли выбрать именно их медорганизации, чем обеспечат себя дополнительным финансированием как из средств ОМС, так и от платных медицинских услуг, так как каждый пациент – это потенциальный источник денежных средств.

[2]

Источники


  1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

  2. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

  3. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  5. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
Право на выбор медицинского учреждения и лечащего врача
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here