Порядок выплаты пособия по безработице изменится

Сегодня предлагаем информацию: "Порядок выплаты пособия по безработице изменится" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Пособие по безработице в 2019 году в России: размер и порядок оформления выплаты

По закону, пособие по безработице в 2019 году в России полагается только тем гражданам, с которыми были завершены трудовые отношения и которые испытывают потребность в материальной поддержке. По сути, такая выплата является еще одной формой социальной помощи, направленной на безработных граждан. Право на пособие возникает у лиц, отвечающих условиям оформления матпомощи.

Средства выплачиваются на протяжении определенного времени после того, как официальный статус безработного был подтвержден у гражданина и он обратился за оформлением пособия. Рассмотрим вопросы, касающиеся того, какой установлен порядок оформления выплаты, сколько составляет сумма матпомощь и кто может рассчитывать на получение матпомощи?

У кого есть право на пособие?

Чтобы оформить матпомощь, соискатель обязан предварительно обратиться в службу занятости и встать на учет в качестве безработного. Условия для оформления официального статуса следующие:

  1. Соискатель должен быть трудоспособным, но не состоящим в трудовых отношениях и не имеющим заработной платы.
  2. Гражданин должен пройти регистрацию на бирже труда в качестве соискателя вакансии.
  3. Претендент на пособие должен искать работу и быть готовым начать исполнять трудовые обязанности.

Человеку, потерявшему работу, регистрироваться следует в той службе занятости, которая расположена по месту его прописки. Помимо этого, необходимо не позднее 11 дней с момента принятия решения о регистрации соискателя в качестве безработного подготовить и предъявить такие документы, как паспорт, трудовая книжка, диплом об образовании, справка о среднем заработке за последние 3 месяца.

В дальнейшем ответственный сотрудник принимает решение о регистрации соискателя как безработного и о выделении ему пособия одновременно.

Начало и прекращение выплаты пособия

Каждый месяц гражданам, которые официально признаны безработными, предоставляется соответствующее пособие. Исключением являются лица, с которыми были прекращены трудовые отношения по причине ликвидации фирмы или завершения работы ИП, а также из-за сокращения штата.

В этом случае за гражданами сохраняется средний заработок за период занятости, но не более чем на 2 месяца. Пособие будет выплачиваться только после того, как данный период подойдет к концу.

Средства не предоставляются более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Если за это время человеку не удалось устроиться на работу, то он продолжат получать пособие еще в течение 24 месяцев, но уже минимальное пособие.

Выплата предоставляется только в том случае, если гражданин периодически посещает перерегистрацию в назначенное сотрудником службы занятости время. Вместе с тем, это не может быть чаще, чем два раза в месяц.

Если вынесено решение о завершении выплат, то безработный должен получить соответствующее уведомление. Условием для вынесения такого решения является трудоустройство соискателя, неявка на перерегистрацию, получение пенсионного пособия, лишение свободы, получение стипендии, переезд.

Размер выплаты

Материальная помощь выплачивается только после того, как будет определен размер пособия. Существует минимальный уровень выплаты в 850 рублей и максимальный — 4 900 рублей. Сумма, которая перечисляется соискателю, должна находиться в указанных рамках.

Чтобы точно рассчитать размер пособия, претендент на выплату должен представить справку с последнего места работы о выплатах, произведенных в его пользу на последнем месте работы. Непременным условием считается то, что на протяжении 12 месяцев соискатель состоял в трудовых отношениях и выполнял свои обязанности на условиях полной занятости.

Сумма выплаты исчисляется с учетом следующих показателей:

  • первые 3 месяца – 75% от среднемесячной зарплаты;
  • следующие 4 месяца – 60% от зарплаты;
  • последующие пять месяцев – 45% от заработка.

Если в следующем году гражданин продолжает получать материальную помощь, то сумма пособия будет минимальной – 850 рублей. Данные параметры были установлены в 2016 году, однако действуют и в текущем периоде.

В дальнейшем показатели, возможно, будут пересмотрены. Указанные максимальный и минимальный размеры действуют по всей территории РФ, однако в каждом регионе сумма корректируется с учетом районного коэффициента. Для сравнения составим небольшую таблицу:

Регион Минимальная сумма, в рублях Максимальная сумма, в рублях
Москва и Московская область 2 890 6 940
В Санкт-Петербурге 850 4 900
В Свердловской области 977,50 5 635
В Самарской области 850 4 900
В Башкирии 977,50 5 635
В Челябинской области 977,50 5 635

Размер пособий определяется с учетом установленного на территории региона районного коэффициента. Там, где выплаты остались неизменными, коэффициент не применяется.

Возможные изменения

В настоящее время разрабатывается законопроект, согласно которому минимальный и максимальный размеры выплат будут увеличены до 2 и 8 тыс. рублей соответственно.

Итоговое решение по данному вопросу не принято, хотя есть предпосылки, что в текущем году все останется на прежнем уровне.

Заключение

Граждане, которые потеряли работу, могут обратиться к государству за помощью. Чтобы оформить пособие, необходимо получить официальный статус безработного и подтвердить свое право на финансовую помощь от государства с помощью специальных документов.

Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ статья 31 настоящего Закона изложена в новой редакции

Действие статьи 31 настоящего Закона распространяется на случаи увольнения граждан из организаций после вступления в силу Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 г., пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены настоящим Законом (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.)

Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

См. комментарии к статье 31 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Читайте так же:  Льготы сотрудникам таможенных органов

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

4. Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, период выплаты пособия по безработице не может превышать три месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

5. Утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Статья 31 дополнена пунктом 5.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

5.1. Гражданину, которому выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин, или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению) и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода.

6. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

С 2019 правила начисления пособий по безработице изменятся

Татьяна Голикова, отвечающая в российском правительстве за вопросы социальной защиты, сообщила, что с 2019 г. правила начисления пособий по безработице изменятся. Для всех потерявших работу граждан (кроме безработных предпенсионного возраста) максимальный срок выплат пособия сократится до полугода. По словам Голиковой, срок рассчитан исходя из статистики получения пособий по безработице, которые в среднем выплачиваются четыре месяца.

Для безработных в предпенсионном возрасте максимальный срок получения пособий по безработице составит год, при этом фиксированная сумма пособия будет равняться прожиточному минимуму (11 280 рублей). Для сравнения: у обычных безработных он колеблется от 1500 рублей до 8000 рублей, которые уже являются результатом повышения пособия, раньше размер выплаты составлял до 4900 рублей.

Повышение выплат безработным — давно назревавший шаг, который имеет важное значения в текущей ситуации экономического спада. Если количество обращений за пособием увеличится, это позволит более точно оценить уровень безработицы в стране.

Снижение показателя бедности в стране

Татьяна Голикова отметила, что снижение показателя бедности в два раза за шесть лет — одна из наиболее сложных задач, обозначенных в майском указе президента. Если не предпринимать никаких мер, то до ее достижения не хватит около полутора процентов, уточнила вице-премьер.

«По результатам 2018 года мы оценим, что у нас происходит не только с бедностью, но и со структурой этой бедности, какие появились тенденции в течение года. И я не исключаю, что примем дополнительные меры по поддержке демографии и также, возможно, по поддержке семей с детьми», — рассказала Голикова.

По ее словам, дополнительный пакет мер по борьбе с бедностью и безработицей появится только после того, как будут получены все данные о социально-экономическом положении в России по итогам 2018 года. После первого квартала 2019-го. Средства на реализацию новых мер могут быть направлены «из самых разных источников», заявила политик. Пока предстоит определиться непосредственно с действиями, подчеркнула она.

В первом полугодии 2018-го доля бедных (с доходами ниже прожиточного минимума) сократилась на 1,1 миллиона человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, как сообщает РИА Новости.

Новый порядок выплаты пособий по безработице

(«Российская юстиция», N 5, 2000)

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

[2]

Е. Никитин, заведующий кафедрой Российской государственной академии труда и занятости Минтруда России, профессор.

В Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», действующий в редакции от 20 апреля 1996 г., за последнее время дважды вносились изменения и дополнения Федеральными законами от 30 апреля и от 17 июля 1999 г.

Новшества затронули прежде всего порядок признания граждан безработными. Теперь таковыми не могут быть граждане, которые в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы дважды отказались от сделанных предложений. При этом к подходящей работе могут быть отнесены не только работы временного характера, но и общественные, под которыми понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая общественно полезную направленность и организуемая в качестве социальной поддержки граждан, ищущих работу (за исключением деятельности, связанной с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки, а также квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки).

Читайте так же:  Как оформить проездной студенту

Участие граждан в общественных работах допускается с их согласия с учетом состояния здоровья, возрастных, профессиональных и других индивидуальных особенностей человека. С ними заключается срочный трудовой договор.

Вновь стала называться пособием по безработице та сумма, которая выплачивается органами службы занятости безработным, участвующим в общественных работах.

Расширен перечень категорий граждан, для которых такая работа расценивается как подходящая. Ранее в нем присутствовали только следующие лица: обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ; граждане, состоящие на учете более 18 месяцев, а также не работавшие более трех лет; отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

В настоящее время в перечень дополнительно включены: уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Как показала практика, одной из наиболее распространенных причин отказа граждан от предлагаемой им работы является не устраивающая их величина заработка.

Для признания работы подходящей предлагаемый заработок не должен быть ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (п. 4 ст. 4 Закона о занятости). При этом данное положение не распространялось на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в субъекте Российской Федерации. Теперь нужно будет считать неподходящей работу, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. Но такое изменение верхнего предела заработка вступит в силу лишь со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Пока Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. утверждены методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально — демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах.

Внесены изменения в порядок признания граждан безработными. К ним не могут быть отнесены те, кто представил документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработными.

Поскольку выявляется немало таких нарушителей, в региональных органах службы занятости созданы специальные подразделения по борьбе с так называемой «нелегальной занятостью». Имеется в виду работа граждан без уведомления органов службы занятости в период получения ими пособия по безработице, материальной помощи, досрочной пенсии, стипендии в период обучения, компенсационных выплат на организацию собственного дела из средств Фонда занятости. Так, в 1998 году в Москве сотрудники подобного подразделения проверили 13440 дел безработных и выявили 2313 фактов незаконного получения средств из Фонда занятости. Например, 472 якобы безработных на самом деле работали, 13 — являлись предпринимателями; 7 — студентами дневных вузов; 248 граждан представили фиктивные справки о среднемесячном заработке и т. д.

[3]

Граждане, которым отказано в признании безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости за получением статуса безработного не через 2 недели, как было ранее, а через месяц.

Существенно изменились размер пособий и продолжительность их выплаты. Гражданам, имеющим необходимый стаж работы (26 недель на условиях полного рабочего времени в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы) и, следовательно, получающим пособие в процентном отношении к заработку (75% среднемесячного заработка в первые 3 месяца безработицы, 60% — в следующие 4 месяца, 45% — в период до истечения 12 месяцев выплаты пособия), сумма пособия ограничивалась размером средней заработной платы в субъекте Федерации и должна была составлять не менее установленного законом минимального размера оплаты труда.

В настоящее время низший и высший пределы пособия по безработице, исчисленного в процентном отношении к заработку гражданина, определены в соотношении с прожиточным минимумом, исчисленном в субъектах Федерации: оно будет не выше величины такого прожиточного минимума и не ниже 20% прожиточного минимума. Для того чтобы пособие не оказалось меньше, чем ранее, предусмотрено, что оно не должно быть меньше минимального размера оплаты труда.

Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие определено в 20% величины прожиточного минимума в субъекте Федерации, но не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Такое же правило установлено и для граждан, которые имеют право на повторное получение пособия в случае непредоставления им оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы.

В настоящее время гражданам, уволенным по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ (сокращение штата, численности или ликвидация организации) и признанным безработными, пособие начинает выплачиваться только по истечении периода, в котором за ними сохранялась средняя заработная плата по месту работы (ст. 40(3) КЗоТ РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

При наличии у безработного иждивенцев размер пособия увеличивался на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. Теперь надбавка на иждивенцев составляет 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не менее половины установленного законом минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца.

Если ранее не оговаривалось, как долго гражданин, не имеющий работы, может получать пособие, то теперь весь период его выплаты составляет не более 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Читайте так же:  Страховая пенсия по инвалидности – условия назначения страховой пенсии по инвалидности

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для таких категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработным, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку и имеющим не менее 26 календарных недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего времени за 12 месяцев, предшествующих началу обучения, стипендия назначается в размере 75% среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума в субъекте Федерации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Граждане, не имеющие указанного выше периода оплачиваемой работы, а также стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, ищущие работу впервые (ранее не работавшие), получают стипендию в размере, установленном государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

Таким образом, сумма стипендии ограничивается теми же пределами, что и пособие по безработице. Одинаков и размер надбавок на иждивенцев: на каждого — 10% величины прожиточного минимума, но не менее половины минимального размера оплаты труда. Сумма надбавок и к пособию, и к стипендии не может превышать 30% прожиточного минимума.

Ранее не был ограничен размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Им полагалась за счет средств соответствующих организаций стипендия в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. Теперь стипендии таким лицам не должны быть выше величины прожиточного минимума в субъекте Федерации и ниже его 20%.

Тем обучающимся безработным, кому полагается стипендия в минимальном размере оплаты труда, ее сумма увеличивается на районный коэффициент, если получатель проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате в связи с проживанием в тяжелых природно — климатических условиях (аналогично пособию по безработице).

В число лиц, имеющих право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, включены граждане, уволенные с военной службы.

В измененном Законе более четко определена категория граждан, считающихся занятыми. К ним, в частности, относятся лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; выполняющие работы по договорам гражданско — правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей). Безусловно, к таким лицам относятся и граждане, работающие по трудовому договору (контракту).

Более подробно расшифровано, кого считать занятым из числа временно отсутствующих на работе. Помимо временно нетрудоспособных, находящихся в отпуске, на повышении квалификации, переподготовке, не работающих в связи с приостановкой производства, вызванной забастовкой, упомянуты временно отсутствующие на рабочем месте в связи с призывом на военные сборы, привлеченные к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или по иным уважительным причинам.

Изменены суммы дополнительных выплат безработным гражданам, подвергшимся ранее воздействию радиации вследствие чернобыльской и иных радиационных аварий и катастроф. Если прежде в зависимости от территории проживания они получали доплаты в размере 50%, 100% и 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, то теперь шкала доплат выглядит следующим образом. Постоянно проживающим сейчас на территории зоны проживания с льготным социально — экономическим статусом при условии постоянного проживания там и ранее, т. е. до 1 января 1991 г., дополнительное пособие выплачивается в размере 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, но не ниже 50% минимальной оплаты труда; постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение — в размере 20% величины прожиточного минимума, но не ниже минимального размера оплаты труда; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы — в размере 40% величины прожиточного минимума, но не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Из числа лиц, которым прекращаются выплаты пособия по безработице, исключены граждане, осужденные к исправительным работам без лишения свободы. Если такой гражданин начинает работать, он попадает в категорию занятых.

Все виды удержаний из пособий по безработице и со стипендий производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Условия назначения, размер и сроки выплаты пособия по безработице

Пособие по безработице: общая информация

Пособие по безработице – одна из важных форм государственной социальной поддержки граждан. Это денежная выплата гражданам, оставшимся без работы, нетрудоустроенным и несамозанятым,

Выплата пособия по безработице имеет регулярный, но не постоянный характер. Срок выплаты ограничен. Состоять на учете безработный может неограниченное время, но пособие он может получать только 12 месяцев подряд, суммарно – 18 месяцев. Сумма в 18 месяцев складывает из годичного получения пособия и получения пособия в течение 6 месяцев со дня повторной регистрации в качестве безработного после полугодового перерыва.

Время состояния в статусе безработного и получения пособия по безработице не прерывает трудового стажа гражданина.

Право на пособие имеют только признанные безработными граждане. Признание безработным влечет автоматическое право на получение пособия; эти два события совпадают во времени.

Решение о выплате принимает территориальный центр занятости населения одновременно с признанием гражданина безработным. В случае его отказа в выплате гражданин может обратиться в суд и оспорить отрицательное решение органа занятости.

Читайте так же:  Поддержка семей с детьми в регионах с низкой рождаемостью

Статус безработного

Статус безработного получают:

  • Лица старше 16 лет;
  • Трудоспособные граждане, у которых нет постоянной работы и регулярного заработка;
  • Зарегистрированные в центре занятости для поиска работы;
  • Ищущие работу и готовые ее выполнять.

При отсутствии сведений о том, что лицо прошло регистрацию в центре занятости, вопрос о признании его безработным и назначении пособия не будет рассматриваться.

Из понятия заработка исключаются полученное гражданином выходное пособие, сохраняемый средний заработок.

Не имеют решающего при назначении пособия значения основания увольнения работника, даже если трудовые отношения с ним прекращены по его вине (прогул, грубое нарушение трудовой дисциплины); в любом случае уволенный имеет право на приобретение статуса безработного и получение пособия.

Порядок получения пособия

Чтобы получить пособие по безработице, нужно придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1: Регистрация в службе занятости для поиска подходящей работы

Нужно предоставить следующие документы:

Работник службы занятости уведомляет о первом дне явки для подбора подходяще работы — не позднее одиннадцати дней со дня обращения гражданина для регистрации.

Шаг 2: Регистрация в качестве безработного

Для этого нужно в службу занятости предоставить определенный законом пакет документов заново. Законодательство две регистрации – для поиска работы и для приобретения статуса безработного – и требует предоставления документов каждый раз. Обязательными для повторной подачи являются паспорт, трудовая книжка, документы о получении образования и (при установлении) об инвалидности; справка о доходах. Отсутствие справки с последнего места работы о доходах – незаконное основание для непостановки на учет, неправомерность которого подтверждена судебной практикой в пользу гражданина.

Шаг 3: Посещение центра занятости

Центр занятости назначает сроки для подбора работы – дважды в месяц – и уведомляет об этом гражданина письменно. Безработному так же подыскивается подходящая работа, как и до получения этого статуса.

Порядок начисления и размер пособия

Начисление пособия совпадает со днем признания гражданина безработным.

Для граждан, в отношении которых действует норма трудового права о сохранении за ними средней зарплаты на период трудоустройства, днем начала выплаты пособия считается первый день по окончании этого периода. К таким гражданам отнесены уволенные в связи прекращением деятельности работодателя, а также сокращение.

На рассмотрение документов, представленных для получения статуса безработного, центру занятости законом отводится 11 дней.

Пособие начисляется и выплачивается один раз в месяц.

Пособие выплачивается также во время болезни безработного (в период нетрудоспособности).

В первый период размер пособия определяется так:

  • Первые три месяца – 75% среднего заработка, рассчитанного из данных и среднем заработке с последнего места работы:
  • Следующие четыре месяца — 60%;
  • В дальнейшем — 45%.

Не допускается выплата пособия меньше или больше установленных пределов размера пособия с учетом районного коэффициента.

Во второй период гражданин получает увеличенное на районный коэффициент пособие по минимальной ставке.

Нижний предел пособия в 2017 году — 850 рублей, верхний — 4900 рублей.

Основания для отказа в регистрации в качестве безработного

  • Отказ лица в течение 10 дней дважды от подходящей работы, в том числе временной. Подходящей называют работу, отвечающую профессиональной пригодности, уровню квалификации, состоянию здоровья работника, соответствует условиям при ориентире на условия по последнему месту работы и находится от него в транспортной доступности. Для инвалидов подходящая работа должна соответствовать разработанным в программе реабилитации условиям;
  • Отказ гражданина дважды от работы и профессиональной подготовки в случае неимения профессии и стажа работы;
  • Неявка гражданина в течение 10 дней для подбора работы без уважительных причин;
  • Неявка гражданина в установленный срок для признания его безработным;
  • Предоставление подложных документы и предоставление недостоверных данных.

Основания для прекращения и приостановления выплаты, для сокращения размера пособия

Решение по этим вопросам принимается органами службы занятости.

Прекращение выплаты пособия совпадает во времени с потерей статуса безработного. Решение принимается на основании следующих фактов:

  • Занятость гражданина;
  • Получение безработным образования или прохождение обучения по направлению;
  • Неявка более месяца безработного в службы занятости;
  • Переезд в другую местность;
  • Попытка обманным путем получить пособие;
  • Осуждение к реальному лишению свободы или к исправительным работам;
  • Получение пенсии (исключая пенсию по инвалидности);
  • Добровольный письменный отказ;
  • Смерть.

Граждане считаются занятыми, когда они:

  • Работают по трудовому договору;
  • Являются адвокатами, нотариусами и имеют частную практику; индивидуальными предпринимателями; осуществляют иную лицензируемую и/или зарегистрированную деятельность — самозанятые;
  • Заняты в подсобных промыслах;
  • Являются по договору авторами, членами артелей или выполняют работы по гражданско-правовым возмездным договорам;
  • Избраны или назначены на должность и получают вознаграждение;
  • Походят службу – военную, альтернативную, в правоохранительных и уголовно-исполнительных органах, в противопожарной службе;
  • Обучаются очно;
  • Отсутствуют на месте работы временно в связи с нетрудоспособностью, по причине отпуска, переобучения, повышения квалификации и другим уважительным для отсутствия на работе причинам;
  • Являются учредителями юридических лиц и получают доход от его деятельности;
  • Являются участниками крестьянского (фермерского) хозяйства.

Приостановление выплаты пособия может производится по следующим основаниям:

  • Вторичный отказ от трудоустройства на подходящей работе;
  • Отказ от оплачиваемых общественных работ (по истечении трех месяцев) или от переобучения по направлению органов центра занятости;
  • Явка в службу занятости в состоянии опьянения или под действием одурманивающих препаратов/веществ;
  • Увольнение или отчисление по виновным основаниям с последней работы или с места обучения, куда гражданин был направлен центром занятости;
  • Нарушение условий и сроков перерегистрации безработного без уважительных причин;
  • Самовольное прекращение обучения, организованного службой занятости.

Срок приостановления до трех месяцев.

Период приостановки выплаты включается в общий период предоставления пособия.

Невыплата пособия в иных случаях приходится на следующие периоды:

  • Отпуск по беременности и родам;
  • Выезд для получения высшего или дополнительного образования в другую местность;
  • Мероприятия, связанные в военной подготовкой, военной службой.

Период невыплаты выплаты пособия не засчитывается в общий период предоставления пособия.

Сокращение размера пособия на четверть от назначенной суммы на срок до месяца производится:

  • При неявке на собеседование по направлению в течение установленных трех дней;
  • Отказ явиться и получить направление на работу.

[1]

О принятых решения служба занятости уведомляет безработного письменно.

Читайте так же:  Социальная помощь – присмотр за детьми-инвалидами

Закон устанавливает перечень обстоятельств, признаваемых уважительными, и документов для их подтверждения, при наличии которых органы службы занятости не вправе применять санкции с безработному за неявку и прочее:

  • Состояние нетрудоспособности (листок нетрудоспособности),
  • Мероприятия по подготовке к военной службе: военные сборы, медицинское освидетельствование при призыве (соответствующие документы);
  • Участие в судебном процессе в качестве присяжного или арбитражного заседателя (письмо-вызов);
  • Вызов для дачи показаний в качестве свидетеля, понятого или потерпевшего, для исполнения обязанностей специалиста, эксперта или переводчика в правоохранительных, следственных и судебных органах (повестка);
  • Чрезвычайные непредотвратимые обстоятельства: пожар, наводнение, землетрясение, ураган – и бытовые непреодолимые обстоятельства: аварии систем газо-, водо-, электроснабжения, отопления (соответствующие справки);
  • Противоправные действия третьих лиц, которые воспрепятствовали явке безработного (документы из правоохранительных, судебных и иных органов);
  • Смерть близкого человека безработного (свидетельство о смерти и доказательство родства);
  • Выезд в другую местность для очно-заочного или заочного обучения;
  • Иные причины, признанные судом уважительными для неявки в службу занятости (решение суда по заявлению безработного).

На пособие может быть обращено взыскание на общих основаниях; в пользу этого говорит складывающаяся практика исполнительного производства.

Пособие по безработице увеличат, срок выплаты изменят

Что случилось?

Минтруд России опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов законопроект с изменениями в Федеральный закон о занятости населения . Чиновники собираются увеличить минимальный и максимальный размер пособия по безработице, а также изменить правила его выплаты.

Размер пособия вырастет

Чиновники из Минтруда вдруг обнаружили, что не пересматривали величину пособия по безработице с 2009 года. В сообщении о начале разработке инициативы, в частности, сказано:

Пособие по безработице является одним из элементов защиты от безработицы и представляет собой гарантию государства по предоставлению социальной поддержки безработным гражданам в виде возмещения части утраченного заработка. Однако размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице не изменялись с 2009 года, и в настоящее время пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка даже на уровне прожиточного минимума.

Сейчас граждане, имеющие статус безработного, могут получить минимум 850 рублей в месяц, а максимум — 4900 рублей. Эти суммы, как посчитали в Минтруде, составляют только 7,6% и 44,1% размера прожиточного минимума трудоспособного населения соответственно. За 4-й квартал 2017 года прожиточный минимум в целом по России равен 11 160 рублей. Поэтому пособие, выплачиваемое государством гражданам, утратившим работу, не дает им возможности «удовлетворять элементарные человеческие потребности». При этом вопрос о повышении пособия поднимался неоднократно, но на его решение всегда не находилось денег.

Теперь Минтруд предлагает все же найти финансовые возможности и увеличить максимальный размер пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом минимальный размер выплаты должен будет составлять 30% прожиточного минимума. Но это еще не все изменения, которые предложили чиновники. Главное, он хотят изменить порядок назначения и выплаты помощи безработным.

Срок выплат сократится

Кроме увеличения размера пособия Минтруд предлагает изменить сроки его выплаты. Сейчас безработные граждане, которые встали на учет в территориальной службе занятости, имеют право получать помощь в зависимости от того, к какой категории их отнесли чиновники. В частности, некоторые граждане имею право получать денежные выплаты в течение двух периодов, а некоторые — только в течение одного. Общий период выплаты пособия не должен суммарно превышать 24 месяца в течение 36 месяцев, или, для остальных категорий безработных, — 12 месяцев в течение 18 месяцев. Минимум, на что могут рассчитывать граждане, которые впервые ищут работу и не имеют стажа, — это суммарные 6 месяцев выплат в течение 12 месяцев.

В законопроекте Минтруда предусмотрено изменение этих сроков. По инициативе чиновников лица, уволенные с работы по любым основаниям, кроме нарушения трудовой дисциплины или других виновных действий с их стороны, при условии обращения в службу занятости в течение 12 месяцев с момента увольнения и состоявшие в трудовых отношениях суммарно не менее 26 недель, смогут получать пособие по безработице в течение 6 месяцев с даты начала его выплаты. Этот срок может прерываться и возобновляться в течение 12 месяцев. Граждане, которые:

  • ищут работу в первый раз;
  • намерены возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва;
  • уволены с работы за нарушение трудовой дисциплины в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;

будут получать пособие по безработице только 3 месяца в течение одного года с даты начала его выплаты. Преференций для лиц, которых сократили с работы, чиновники больше не предусматривают.

Кроме того, безработных граждан предложено избавить от обязательного предоставления в Центр занятости справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законопроект Минтруда пока даже не вынесен на общественное обсуждение, но чиновники предлагают начать действие изменений с 1 января 2019 года.

Источники


  1. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.

  2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  3. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
  4. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
  5. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
Порядок выплаты пособия по безработице изменится
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here