Ответственность за неисполнение требований прокурора

Сегодня предлагаем информацию: "Ответственность за неисполнение требований прокурора" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

За игнорирование запроса прокурора могут освободить от ответственности, если установленный им срок ответа не был разумным

Так решил ВС РФ при рассмотрении дела, обстоятельства которого складывались следующим образом (Постановление ВС РФ от 30 ноября 2016 г. № 58-АД16-15). Банк был привлечен к административной ответственности за неисполнение требования прокурора предоставить документы, используемые для работы с потребителями. В числе прочего к ним были отнесены копии договоров, заключенных с гражданами в период с декабря 2014 года по май 2015 года.

Особенность данного запроса заключалась в следующем. Несмотря на значительный объем документов, исполнить требование прокурора было необходимо к 11.00 5 июня 2015 года. Причем банк получил запрос 4 июня 2015 года.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что банк умышленно не выполнил запрос и привлек его к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора (ст. 17.7 КоАП РФ). Размер штрафа составил 60 тыс. руб. К такому же выводу пришла и апелляция.

Однако ВС РФ встал на сторону банка, не согласившись с позициями судов предыдущих инстанций. Он подчеркнул, что содержащийся в требовании прокурора срок представления испрашиваемых сведений и информации должен быть разумным, то есть позволять лицу, которому адресовано такое требование, исполнить его. Суд также отметил, что аналогичной позиции придерживается КС РФ (Постановление КС РФ от 17 февраля 2015 г. № 2-П).

ВС РФ добавил, что установление срока исполнения требования прокурора менее чем в один день возможно в исключительных случаях. Например, если речь идет об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства и т. д.

Однако, как указано, в данном случае при рассмотрении дела судом первой инстанции не был решен вопрос о том, являлся ли предоставленный банку срок для подготовки документов разумным и достаточным, а также имелась ли у банка объективная возможность своевременно представить истребованную информацию. ВС РФ резюмировал, что таким образом не была установлена и вина банка, а значит, в его бездействии отсутствует состав административного правонарушения.

В связи с этим Суд прекратил производство по делу и отменил решения судов предыдущих инстанций.

Административная ответственность должностных лиц воинской части за неисполнение законных требований прокурора: пути повышения эффективности (Терещук С.С.)

Дата размещения статьи: 21.04.2016

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации .
———————————
Часть 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-I (в редакции от 22 декабря 2014 г.) (далее — Закон).

Для осуществления возложенных на прокуроров функций законодатель наделил их целым рядом прав, а именно прокурор вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов .
———————————
Часть 1 ст. 22 Закона.

Вынесенное военным прокурором постановление об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ вместе с материалами проверки направляется для рассмотрения судье .
———————————
Статья 28.8 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение .
———————————
Статья 29.6 КоАП РФ.

Библиографический список

Терещук С.С. К вопросу об административной ответственности должностных лиц воинской части за неисполнение законных требований прокурора // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11.

Прокуратура Смоленского района информирует

24.06.2017 16:12 Просмотров: 0 За неисполнение требований прокурора — ответственность

Прокуратурой Смоленского района Смоленской области в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе и должностными лицами органов местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 22 названного закона, в случае выявления нарушений законодательства прокурор района или его заместители опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с требованиями статьи 23 закона, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Читайте так же:  Пособие кормящим матерям

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Согласно положениями статьи 24 закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законных требований прокурора, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В истекшем периоде 2017 года, прокуратурой района в отношении глав сельских поселений Смоленского района Смоленской области возбуждено 4 дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с не предоставлением запрашиваемой документации, а так же в связи с не направлением в адрес прокурора района ответа на внесенные акты прокурорского реагирования.

Из возбужденных дел 3 рассмотрены судом, виновные лица привлечены к административной ответственности, 1 находится в стадии рассомтрения.

Неисполнение требования прокурора ответственность

КоАП РФ не привязывает вопрос о наказуемости умышленного невыполнения требований прокурора к его полномочиям, закрепленным только в Законе о прокуратуре, поскольку термин «установленный федеральным законом» предполагает любой законодательный акт РФ (включая кодифицированный, например УИК РФ), где регламентированы полномочия прокурора, из которых могут вытекать его требования. В последние годы появился ряд публикаций, авторы которых озвучивают идею о том, что требования прокурора обязательны к рассмотрению, но не обязательны к исполнению. Исходя из содержания приведенной выше ст. 6 Закона о прокуратуре, а также установленной законодателем административной (и не только, как отмечено выше) наказуемости умышленного невыполнения законных требований прокурора, напрашивается совершенно противоположное умозаключение.

Ответственность за неисполнение законных требований прокурора

Мой Головинский» Прокуратурой Северного административного округа г.Москвы в пределах своей компетенции, установленной ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения трудового законодательства в ООО «Зебра Сокол». Реализуя свои полномочия, предусмотренные ст.6, ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратурой округа представителю ООО «Зебра Сокол» был вручен запрос о предоставлении документов для проведения проверки исполнения требований трудового законодательства.

An error occurred.

Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со ст.

24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.

Ответственность за невыполнение законных требований прокурора

Категории: АстрономияБиологияГеографияДругие языкиИнтернетИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТранспортФизикаФилософияФинансыХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника Транспортировка раненого в укрытие: Тактика действий в секторе обстрела, когда раненый не подает признаков жизни… Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация…
Агроценоз пшеничного поля: Рассмотрим агроценоз пшеничного поля. Его растительность составляют… ⇐ Предыдущая12345 В настоящее время в действующем КоАП РФ содержится ст.
17.7, предусматривающая административную ответственность граждан и должностных лиц (к которым относится согласно ст.

Форма вины при невыполнении законных требований прокурора (власов а.г.)

В этом смысле вопрос о рассмотрении (нерассмотрении) документа, содержащего прокурорские требования, когда об этом прямо указано в законе (например, срок рассмотрения требования, протеста или представления прокурора, установленный соответственно ст. 9.1, 23 и 24 Закона о прокуратуре), лежит в плоскости выполнения (невыполнения) требования законодателя, изложенного в соответствующей норме, а не самого прокурора (исключение составляет реализации прокурором предоставленного ему ст. 23 Закона о прокуратуре права при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста). При этом вполне понятно, что, не рассмотрев исходящий от прокурора документ, невозможно выполнить и требования, содержащиеся в нем, а это уже основание для постановки вопроса об административной ответственности.

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора, совершенное исключительно умышленно.Одна из правовых гарантий эффективности прокурорского надзора — обязательность исполнения требований прокурора, следующих из его полномочий (ст. 6 Закона о прокуратуре). Неисполнение этих требований влечет за собой установленную законом ответственность.Однако после принятия Закона о прокуратуре в течение нескольких лет не существовало ни одной нормы права, прямо предусматривающей способ реализации провозглашенной нормы и привлечения к какой-либо ответственности.
Только в июле 1995 года законодатель дополнил существовавший Кодекс РСФСР об административных правонарушениях ст.

Неисполнение требования прокурора ответственность

Форма вины, влияющая на степень вредоносности проступка, несомненно, должна учитываться при определении меры ответственности.Сравним юридические конструкции статей, регулирующих схожие правоотношения, например ст. ст. 17.7 и 17.1 КоАП. Последняя предусматривает ответственность за невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, а также несоблюдение должностным лицом установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы.
Очевидно сходство этих норм как по своей конструкции, так и по целям и задачам, которые ставит перед ними законодатель. Одинаковы и санкции для должностных лиц.

Читайте так же:  Финансовый управляющий - права и обязанности при рассмотрении дел о банкротстве

Ответственность за неисполнение законных требований прокурора

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Статья 17.7 КоАП. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 19.5 КоАП. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства —

[3]

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Неисполнение требований следователя по расследуемому им уголовному делу влечет применение мер принудительного характера, выполняемых непосредственно самим следователем или по его поручению органами дознания в соответствии с нормами УПК РФ. Преступные действия, которыми не исполняются требования следователя, влекут установленную уголовным законодательством ответственность

Статья 306. Заведомо ложный донос

Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

Статья 308. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность за невыполнение законных требований прокурора

Магомедов Магомед Абдулкадирович, прокурор Кировского района г. Махачкалы, старший советник юстиции, кандидат юридических наук.

Шахаев Юсуп Абдусаламович, старший помощник прокурора Кировского района г. Махачкалы, юрист 2 класса.

В статье анализируется неэффективность ст. 17.7 КоАП РФ в части влияния прокурора на проверяющих субъектов хозяйственной деятельности. Вносятся предложения по совершенствованию этой статьи.

Ключевые слова: требование прокурора, статья 17.7 КоАП РФ, ужесточение ответственности.

Responsibility for failure to fulfill legitimate claims of a public prosecutor

M.A. Magomedov, Y.A. Shakhayev

In article are analyzed an inefficiency of Art. 17.7 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences regarding influence of the prosecutor on checking subjects of managing activity. Suggestions for improvement of this article.

Key words: requirement of the prosecutor, article 17.7 Code of the Russian Federation on Administrative Offences, responsibility toughening.

При осуществлении своей надзорной деятельности прокуроры нередко сталкиваются с проблемами, связанными с невыполнением их законных требований.

В целях обеспечения соответствующего воздействия на правонарушителей законодателем предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, следующих из его полномочий, установленных федеральным законом, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тысячи до тысячи пятисот рублей, на должностных лиц — от двух до трех тысяч рублей, а на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. До принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 58-ФЗ ответственность юридических лиц за совершение названного правонарушения вообще не была предусмотрена.

Вынесение прокурорами в 2012 г. более 6,5 тыс. постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых привлечены к административной ответственности 5814 лиц , более чем убедительно свидетельствует о распространенности фактов игнорирования законных требований прокурора.

Сводные отчеты по России за 2010 — 2012 гг. К примеру, в 2010 г. прокуроры вынесли 6188 таких постановлений, привлечено к ответственности 5360 лиц, в 2011 г. — 5817/5089. Отчетные данные прокуратуры Кировского района г. Махачкалы за 2010 — 2012 гг.: в 2010 г. — 1/1, в 2011 г. — 4/3 и в 2012 г. — 9/4.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее типичны и часто встречаются на практике случаи непринятия надлежащих мер по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования, а также непредставление или представление с существенным нарушением установленного срока истребуемой информации или документов, необходимость в которых возникла в процессе осуществления надзорной деятельности, неявка вызываемых лиц, в том числе должностных, для дачи объяснений по фактам нарушения законов.

К примеру, в 2012 — 2013 гг. были выявлены факты невыполнения законных требований прокурора района руководителем ООО «Столица» и председателем ЖСК «Столица-М», которые под разными предлогами не представляли информацию и документы, а также не являлись в прокуратуру района для дачи объяснений в ходе проведения проверки соблюдения прав граждан при участии в долевом строительстве многоквартирных домов.

[1]

В отношении указанных руководителей прокуратурой района вынесены соответствующие постановления о возбуждении дел об административном правонарушении. Однако они в целях затягивания времени при выполнении законных требований прокурора по формальным основаниям обжаловали постановления мировых судей, а впоследствии и федеральных судей о привлечении их к административной ответственности. В результате жалобы судебными инстанциями оставлены без удовлетворения, подтверждена законность требований прокурора.

С учетом того, что действующим законодательством предусмотрена возможность обжалования решения суда об обязании представить в прокуратуру района информацию и документы, обращение прокуратуры в суд в сложившейся ситуации является не самым действенным средством, так как в случае отказа от добровольного исполнения указанного решения необходимо дождаться его принудительного исполнения.

[2]

Подобные тяжбы могут затянуться на несколько месяцев, а в отдельных случаях и на более длительный период, что, в свою очередь, не лучшим образом отражается на деятельности органов прокуратуры.

Читайте так же:  Инвестирование в золото

Таким образом, зачастую создаются ситуации, когда правонарушителям выгоднее за невыполнение законных требований прокурора уплатить штрафы, существенно не отражающиеся на их финансовом и материальном положении (выигрывая тем самым время для принятия мер по устранению допущенных нарушений законов), чем быть привлеченными по результатам проведенных проверок к более строгим видам юридической ответственности.

Полагаем, что одной из основных причин, способствующих умышленному невыполнению законных требований прокуроров, является чрезмерная мягкость санкций, предусмотренных законодателем за совершение этого правонарушения.

Практика привлечения лиц к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора и за непредставление сведений по требованию территориального антимонопольного органа по Республике Дагестан показывает, что если прокурорами республики за последние 3 года вынесены 193 постановления, по результатам рассмотрения которых привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП, 168 лиц , то руководителем территориального антимонопольного органа по Республике Дагестан к соответствующей ответственности по аналогичным основаниям привлечено значительно меньшее количество лиц (не более 30), что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности более строгих карательных мер, предусмотренных за непредставление сведений антимонопольному органу.

Прокурорами Республики Дагестан в 2010 г. вынесено 64 постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП, по результатам их рассмотрения привлечено к ответственности 57 лиц, в 2011 г. — 76 постановлений, привлечено 66 лиц, в 2012 г. — 53 постановления, привлечено 45 лиц.

Считаем целесообразным существенно ужесточить административную ответственность за невыполнение законных требований прокурора, установив за эти действия (бездействие) виновных лиц наказание не ниже, чем за невыполнение предписаний (решений) руководителей поднадзорных органам прокуратуры контролирующих органов.

Ответственность за неисполнение требований прокурора

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 17.7 КоАП РФ. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Положения настоящей статьи не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 17.7 КоАП РФ, судебная практика применения

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года (в ред. от 28.03.2018 года) приведена следующая правовая позиция:

Представление прокурора может быть обжаловано в суде или арбитражном суде

«Вопрос 19. Подлежит ли представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, оспариванию в порядке, определенном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ?

Ответ. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер — нормативный или ненормативный — носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Читайте так же:  Выплата пособий для неработающих беременных

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в п. 3 разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

С учетом изложенного представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Поскольку оснований для отказа в принятии и оснований для возвращения такого заявления ст. 128 КАС РФ и ст. 129 АПК РФ не содержат, суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривают данное заявление по существу».

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года (в ред. от 04.07.2012) содержатся следующие разъяснения:

Должностные лица, не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, могут быть привлечены к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ

«Вопрос 10: Подлежат ли привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ должностные лица, не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, вынесенного в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ?

Ответ: Согласно ст. 2 УК РФ одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений.

В соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ дознаватель или следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Следовательно, законом предусмотрена обязанность соответствующего должностного лица организации рассмотреть поступившее от следователя или дознавателя представление и в течение месяца письменно сообщить о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена ответственность за невыполнение данной обязанности лицами, не являющимися участниками уголовно-процессуального производства.

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение законных требований следователя, дознавателя.

Законные требования следователя (дознавателя) определяются его полномочиями как участника уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ).

Невыполнение требований следователя или дознавателя по исполнению представления, вынесенного в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ, выражается в непринятии должностным лицом мер по устранению обстоятельств, обусловивших совершение преступления, а также в непредставлении уведомления о принятых мерах.

Субъектом ответственности являются должностные лица.

Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.

Учитывая вышеизложенное, должностные лица, умышленно не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ».

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФедерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 года приведена следующая правовая позиция (извлечение):

Должностное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об обжаловании представления прокурора

Вопрос 5: Может ли суд на основании статьи 134 ГПК РФ отказать в принятии заявления о признании недействительным представления прокурора об устранении нарушений закона либо такое заявление должно быть рассмотрено по существу?

Необходимо ли суду при рассмотрении заявленных требований решать вопрос о законности и обоснованности вынесенного представления?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе и лиц, на которые возложена обязанность по исполнению требований, содержащихся в представлении.

При этом действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений прокурора.

… Учитывая, что неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, такое представление по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Читайте так же:  Как отказаться от алиментов на ребенка - порядок оформления, список документов и образец заявления

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а суд рассматривает такое заявление по существу, оснований для отказа в принятии такого заявления статья 134 ГПК РФ не содержит.

Если лицо не воспользовалось указанной процедурой защиты своих нарушенных прав и по факту неисполнения представления прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ, то обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, лежит на прокуроре, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления, поскольку ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2007 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008 года приведена следующая правовая позиция (извлечение):

Прокурор вправе внести представление об устранении нарушений. Вместе с тем, прокурор не вправе вмешиваться в деятельность работодателя, например требовать уволить работников, не соответствующих квалификационным требованиям

«Вопрос 13: Подлежит ли привлечению к административной ответственности на основании ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях руководитель организации за неисполнение представления прокурора об увольнении работников, не соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к занимаемым ими должностям?

Ответ: …Полномочия прокурора установлены Федеральным законом от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». В силу положений статей двадцать первой и двадцать второй данного Федерального закона прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и при осуществлении возложенных на него функций вносит представления об устранении нарушений закона.

Таким образом, в случае установления факта нарушения закона руководителем организации (выявлены работники, не соответствующие квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к занимаемым ими должностям) прокурор вправе внести представление об устранении допущенных нарушений.

Полномочию прокурора вносить названное представление корреспондирует обязанность должностного лица рассмотреть его. Порядок же исполнения представлений прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное (требования, содержащиеся в представлении прокурора, об увольнении определенных работников) означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.

Следовательно, руководитель организации не может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ за отказ уволить работников, не соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к занимаемым ими должностям».

Ответственность за неисполнение требований прокурора.

В зависимости от характера и последствий противодействия при неисполнении требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, для виновных лиц может наступать установленная законом ответственность.

Требования п. 3 ст. 6 Закона обеспечиваются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, согласно ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства может повлечь административный штраф на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда следует за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Так, в январе 2007 г. руководитель одного из районных отделений Пенсионного фонда г. Саратова был привлечен к ответственности (оштрафован) за отказ представить необходимые сведения органам прокуратуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Неисполнение требований следователя по расследуемому им уголовному делу влечет применение мер принудительного характера, выполняемых непосредственно самим следователем или по его поручению органами дознания в соответствии с нормами УПК РФ. Преступные действия, которыми не исполняются требования следователя, влекут установленную уголовным законодательством ответственность (ст. ст. 306, 307, 308 и другие статьи УК РФ).

Источники


  1. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.

  2. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.

  3. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
  4. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  5. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
Ответственность за неисполнение требований прокурора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here