Льготы сельхозпроизводителям

Сегодня предлагаем информацию: "Льготы сельхозпроизводителям" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Субсидии для сельского хозяйства на развитие в 2019 году

Когда стало ясно, что европейские и американские санкции против России отменены будут не скоро, правительство начало активно поддерживать в финансовом и информационном плане сферу сельского хозяйства, чтобы продуктовые магазины были заполнены отечественными продовольственными товарами. Министерство сельского хозяйства вынесло предложение о выделении финансирования на развитие фермерства в регионах, и Правительство одобрило его, благодаря чему из бюджета направлено более 17 млрд. рублей на поддержку сельскохозяйственной промышленности. Разберёмся, какие именно субсидии для сельского хозяйства на развитие можно оформить в 2019 году, и какие условия должны для этого соблюдаться.

С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие

Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами – приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:

  1. Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
  2. Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
  3. Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
  4. Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.

Какие направления деятельности считаются приоритетными

Программа активной поддержки сельского хозяйства рассчитана на 2013-2020 годы. Предполагается, что к тому времени отрасль окрепнет и будет расширяться самостоятельно.

Финансирование сельскохозяйственной области производства преследует следующие цели:

  • освоение заброшенных или пустующих участков земли;
  • создание новых рабочих мест и направлений работ;
  • повышение уровня заработных плат в отрасли;
  • расширение сырьевого рынка;
  • замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.

Прежде чем выделять финансирование, власти изучают вопрос значимости сельскохозяйственных отраслей для нынешней экономики страны. На данный момент наиболее приоритетными направлениями считаются:

  • инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
  • помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
  • оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
  • проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
  • открытие перерабатывающих предприятий;
  • помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
  • разработка плана рационального использования земельных угодий;
  • мелиорация сельскохозяйственных земель.

Виды субсидии для сельского хозяйства на развитие

На сегодняшний день, несмотря на обещания предпринять новые меры поддержки сельского хозяйства, действуют старые методы помощи фермеров и крестьянских хозяйств:

  1. Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства – покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
  2. Возмещение затрат на постройку объектов, необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
  3. Выделение субсидий на договоры лизинга, оформленного для покупки оборудования, техники.
  4. Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
  5. Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).

Условия получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

Решение о выдаче субсидии для сельского хозяйства на развитие или об отказе в выплате принимает специальная комиссия, опираясь на следующие критерии отбора претендентов:

  1. Грамотность разработанной схемы сбыта сельскохозяйственной продукции. В первую очередь рассматриваются заявители, кто уже имеет опыт продаж произведённой продукции (придётся доказывать, предъявив договора с магазинами, закупочными линиями).
  2. Наличие у заявителя как минимум 30% суммы запрашиваемого гранта (к учёту идут денежные средства, скот, постройки, оборудование).
  3. Наличие грамотно составленного, адекватного и реалистичного бизнес-плана.
  4. Членство в кооперативе или наличие письменных рекомендаций от муниципалитетов.
  5. Организация работы личного подсобного хозяйства на протяжении как минимум 10 лет до подачи заявки на получение гранта.
  6. Наличие высшего аграрного образования и опыта работы, профессионализм в выбранной сфере.
  7. Уровень социальной значимости проекта (будут ли оборудованы дополнительные дороги и подъездные пути, будут ли созданы рабочие места и т.д.).

Какие документы нужны для получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

Шансы на получение гранта повысит написание и защита диссертации на тему развития сельского хозяйства.

Чтобы участвовать в конкурсном отборе претендентов на получение гранта, необходимо подготовить следующий набор документов:

Программа поддержки “Начинающий фермер”

Суть программы заключается в том, чтобы поддержать фермеров, только начинающих ведение сельского хозяйства. Поскольку запуск подобного бизнеса является сложным, Правительство решило оказывать финансовую помощь, чтобы энтузиазм предпринимателей не погас ещё на старте.

Размер субсидии и условия участия в программе

Помощь государства в рамках данной программы заключается в предоставлении разовой субсидии на обустройство хозяйства (не более 300 000 рублей) или в выдаче гранта на расширение (полтора миллиона рублей). Потратить средства разрешается на приобретение участка земли, запаса кормов для скота, семян, поголовья домашней птицы и сельскохозяйственных животных.

Как получить грант по программе “Начинающий фермер”

Чтобы попытаться получить грант, нужно составить подробный и грамотный бизнес-план, на основании которого будет происходить расходование средств субсидии. Направить его нужно в Министерство сельского хозяйства территориального образования по месту регистрации хозяйства. Пакет документов не отличается от того, что мы рассматривали выше. Защищать проект публично не придётся – экспертная комиссия рассмотрит представленные бумаги самостоятельно и примет решение за 15 дней с даты подачи заявки.

[3]

Программа поддержки “Семейная животноводческая ферма”

Целями данной госпрограммы являются помощь в развитии семейного хозяйства (в котором нет других работников, кроме родственников, причём как близких, так и дальних), увеличение численности сельскохозяйственных животных, развитие социальной структуры сельского поселения. Средства выделяются в виде гранта на развитие.

Читайте так же:  Как воспитывать наших детей

На открытие семейного хозяйства может быть также выделена адресная региональная помощь. Читайте об этом в статье ⇒ “Как заключить социальный контракт”.

Размер гранта и условия участия в программе

Величина гранта не является фиксированной суммой и зависит от составленного и представленного на рассмотрение комиссией бизнес-плана развития фермерского хозяйства – субсидия будет предоставлена в размере 60% от общей суммы предполагаемых затрат (но не более 10 миллионов рублей). При этом необходимо предъявить документы, доказывающие наличие на личном счёте оставшихся 40% процентов (для данной цели можно взять кредит).

Данный проект рассчитан на тех представителей сельскохозяйственного бизнеса, кто производит мясо-молочную продукцию. Основными условиями участия в программе являются:

  • отсутствие в прошлом случаев получения любых грантов на развитие малого и среднего бизнеса или на открытие КФХ;
  • минимальный срок работы фермы до подачи заявления – 12 месяцев;
  • как минимум трое работников фермы.

Как и в случае с другими программами, необходимо будет заполнить анкету участника конкурсного отбора, которая должна быть передана в с/х ведомство региона нахождения предприятия. Средства на финансирование проекта выделяются из федерального бюджета, но распоряжаются деньгами местные власти, которые вправе также выплачивать средства и из бюджета региона.

Что такое единая региональная субсидия

Ранее средства на развитие сельскохозяйственной отрасли выделялись из бюджета на определённые программы, на каждую в отдельности. Сегодня же все запланированные средства направляются региональным властям для их дальнейшего распоряжения ими. К примеру, в текущем году Правительство направило в бюджеты регионов в общей сложности более 216 млрд. рублей. Нынешняя схема финансирования и получила название “единой региональной субсидии”.

Предоставление кредитов на развитие сельского хозяйства

Кредиты не предоставляются предприятиям, находящимся в стадии реорганизации или банкротства.

С зимы текущего года начала действовать программа выдачи кредитов фермерам по льготным ставкам (5% годовых). Банк выдаёт заёмные средства, после чего получает компенсацию от государства в размере 100% ключевой ставки, то есть Правительство уплачивает проценты за владельца КФХ. Список участвующих в проекте банковских учреждений утверждён Министерством сельского хозяйства. Условиями же для заёмщика являются:

  • наличие заработка, достаточного для перечисления ежемесячных платежей;
  • доказательство стабильности развития бизнеса (справки о доходах, справки о своевременной уплате налогов и т.д.);
  • отсутствие задолженностей по займам перед другими банками.

Законодательные акты по теме

Регулирование агропромышленной отрасли

Типичные ошибки

Ошибка: Фермерское хозяйство выиграло конкурс на получение гранта на развитие, после чего ни разу не представило отчётов по расходованию выданных средств.

Комментарий: Одним из условий предоставления гранта на развитие является регулярное направление отчётов о проделанной работе и суммах потраченных денег. Только так можно доказать целевое расходование гранта.

Ошибка: Полученный семейным хозяйством грант планируется потратить на погашение кредита, взятого ранее на развитие бизнеса.

Комментарий: Перечень направлений расходования средств гранта чётко определён законом, и погашение процентов или основного долга по кредиту не является целевым использованием средств.

Ответы на распространённые вопросы про субсидии для сельского хозяйства на развитие

Вопрос №1: По каким критериям определяется начинающее сельскохозяйственное предприятие?

Ответ: С целью рассмотрения кандидатов для участия в конкурсе на получение гранта под начинающими предприятиями понимаются те, в которых трудится от 15 (микропредприятие) до 100 работников (малое), в которые входят юр. лица (составляющие 25% уставного капитала), и в которых прибыль с начала года не возросла.

Вопрос №2: Кто может претендовать на получение кредита на развитие с/х предприятия по льготной ставке?

Ответ: Кредиты по ставке 5% с последующим возмещением банкам ключевой ставки из бюджета страны предоставляется предпринимателям, организовавшим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным кооперативам и фермерским хозяйствам.

Видео-советы.Кто получает субсидии на поддержку сельского хозяйства?

В видео раскрывается информация о том, что больше двенадцати миллиардов рублей субсидий в этом году выделено на поддержку сельского хозяйства регионам страны⇓

Льготы для работников сельского хозяйства и фермеров

Государство представляет сельским работникам различные льготы. На социальную поддержку фермеров и иных жителей села выделяют крупные гранты и субсидии. Ниже подробно разобраны основные льготы работникам в сельской местности.

Какие льготы предоставляют трудящимся в сельской местности

Субсидии на оплату ЖКУ и иные льготы предоставляют таким работникам сельского хозяйства:
  • работникам культуры;
  • соцработникам;
  • фермерам;
  • заслуженным деятелям с/х;
  • иным категориям трудящихся.

Ниже перечислены основные льготы, установленные в 2019-2020 году, для фермеров и иных вышеперечисленных работников сельского хозяйства.

Работникам культуры

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Соцработникам

Соцработники — это трудящиеся, которые работают в центрах соцобеспечения, интернате для инвалидов и в домах престарелых.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 121 от 01.03.2011 соцработникам положены денежные поощрения, которые выплачивают в таком размере:

  • 500 тыс. руб. — за 1 место в номинации;
  • 300 тыс. руб. — за 2 место;
  • 200 тыс. руб. — за 3 место.

Номинации, в рамках которых определяют призеров и победителя конкурса, перечислены в приложении к правительственному постановлению.

Другие преференции на федеральном уровне не установлены. Различные субсидии устанавливают региональные власти. Так в Ленинградской области педагоги на селе получают на оплату ЖКХ 1503 руб. в мес., а представители иных профессий — 560 руб.

Какие льготы есть у фермера? Начинающие главы К(Ф)Х получают различные гранты.
Читайте так же:  Виды субсидий на развитие сельского хозяйства

Подобные субсидии фермеру выплачивают при выполнении таких условий:

С 2018 года подобную льготу фермерам выдают на такие цели:

  • устройство теплосетей, газового оборудования или сетей энергоснабжения;
  • приобретение животных и семян для различных посадок;
  • покупка специализированной современной техники, инвентаря, грузовика или автомобиля и пр.

Сумма подобной субсидии для начинающего фермера равна 40 000 000 руб. как максимум. Деньги выдают на 15 лет, с возможностью погашения на протяжении 5-летнего периода.

Заслуженным работникам с/х

Получение почетного звания «Заслуженный с/х работник РФ» считают основанием для получения определенных преференций. Их перечень определяют региональные, а не федеральные власти.

Например, в Татарстане заслуженным работникам сельского хозяйства предоставляют такие льготы:

Также, льготники получают страховую социальную пенсию (мужчины, дожившие до 60 лет, и женщины, которые дожили до 55 лет).

Иным категориям сельских жителей

Особой категорией льготников считают учителей и врачей. Работникам, работающим в сельской местности, предоставляют различные льготы, которые подробно прописаны в ФЗ № 122 от 22.08.2004 и иных законах.

Например, педагоги на селе получают 100% субсидии на ежемесячную оплату ЖКУ .

Важно! Размер субсидии на оплату коммунальных услуг не превышает величину расходов на ЖКУ . Такую денежную компенсацию предоставляют только на 1 квартиру или частный дом.

Врачи на селе пользуются такой социальной поддержкой от государства:

Также, с 2018 года сельские врачи участвуют в программе «Земский доктор», по которой они получают единовременную субсидию в таком размере — 1 млн. руб.

Многодетные семьи (3 ребенка и более) получают муниципальную квартиру на срок до 5 лет по договору социального найма. Если родителям нет и 35 лет, то они пользуются льготной региональной программой «Молодая семья». В итоге, многодетная семья покупает жилье за неполную цену — остальную часть компенсирует государство.

Скачать для просмотра и печати:

Сфера предоставления льготных преференций

Рассмотрим эти сферы.

Оплата ЖКУ

Коммунальные льготы получают различные категории сельских работников. Так, учителям предоставляют бесплатное жилье (квартиру или частный дом) и субсидию на ежемесячную оплату ЖКУ в размере 60% как минимум. Согласно ст. 47 ФЗ № 273 «Об образовании» от 29.12.2012, фиксированный объем скидки устанавливают региональные власти.

Сельские работники получают субсидии за пользование такими коммунальными услугами:

  • электрическая энергия (свет);
  • печное отопление;
  • централизованное поквартирное отопление;
  • снабжение водой.

Скачать для просмотра и печати:

Сельские работники получают следующие трудовые преференции:

  • бесплатно проходят переквалификацию в случае изменений условий труда;
  • имеют право на получение денежной компенсации в размере одного МРОТ в период временной безработицы;
  • пользуются ежегодным отпуском, продолжительность которого равна не менее 28 дней

Выход на пенсию

Согласно п. 14 ст. 17 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 сельские пенсионеры получают надбавку в 25% от размера фиксированной части пенсии. Для получения таких денег пенсионер должен соответствовать следующим критериям:
  • проработать в с/х 30 лет и более;
  • не заниматься трудовой деятельностью, виды которой подробно прописаны в ФЗ № 167 от 15.12.2001.

Внимание! Фермеры — пенсионеры с 1 января 2019 года получают прибавку в размере 1332,9 руб. Такую льготу для фермеров с 2018 года перечисляют гражданам на пенсии, которые проработали в сельскохозяйственной отрасли более 30 лет. Скачать для просмотра и печати:

Как оформить

При оформлении субсидии или иной льготной преференции сначала собирают соответствующую документацию, а потом обращаются с заявлением в местное отделение соцзащиты или МФЦ . Заявление пишут от руки.

В заявлении указывают конкретные основания для получения льгот для сельского работника. В конце перечисляют необходимую документацию, с которой идут в МФЦ или местное отделение соцзащиты.

Какие нужны документы

Для получения положенных льготных преференций в МФЦ или местный орган соцзащиты предоставляют такие документы:

Коммунальные субсидии преподавателям и врачам оплачивает их работодатель. Вместе с рукописным заявлением в кадровую службу по месту работы предоставляют такую документацию:

[2]

Все остальные ксерокопии документов кадровики хранят у себя. Работодатель не вправе требовать от сотрудника повторного предоставления документации на получение субсидии, потому что это незаконно.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2019-2020 году

Процесс импортозамещения, начатый после введения санкций в отношении Российской Федерации, продолжается и в 2019-2020 году. Была принята государственная программа на основе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Она направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы: 2013 – 2025 гг.

Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к устойчивому развитию и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.

Общая информация

Видео (кликните для воспроизведения).

Грант на развитие сельского хозяйства — это определенная сумма, которую государство из федерального бюджета выделяет в пользу фермера на возмещение затрат в рамках региональных программ развития сельского хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности.

При этом существует несколько видов субсидирования, каждый из которых является целевым.

Потратить полученные от государства дотации на что-то, не входящее в целевые рамки, невозможно.

Фермеры отчитываются о затратах, тем самым подтверждая, на что именно были израсходованы деньги.

Скачать и распечатать бесплатно

Виды грантов

Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

  • приобретение сельскохозяйственной техники;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
  • на приобретение посадочного материала и пр.
Читайте так же:  Жилье станет доступнее через три года

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.

Как получить помощь

Существуют определенные требования, которые предъявляются к начинающим фермерам.

Государство финансирует только тех, кто может принести пользу обществу и внутреннему рынку.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Основные требования

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

Требования к кандидатам

Помимо описанных выше требований, существует еще ряд обязательных условий. Конечно, региональные власти утверждают свои программы выдачи грантов, но в целом требования к претендентам примерно одинаковы.

К ним относятся:

Фактически человек может проработать 5 лет трактористом, а затем начать развивать сельское хозяйство в качестве фермера. Опыт работы пойдет в зачет при рассмотрении документов проверяющей комиссией.

Отбор по конкурсу

Рассмотрением документов занимается специальная комиссия в Министерстве сельского хозяйства региона, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.

Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.

Субсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям. Список необходимых документов каждый регион утверждает самостоятельно, он будет различаться в зависимости от вида гранта, на который претендует фермер.

К таким документам, в частности, относятся:

  • заявление на участие (заполняется непосредственно при подаче документов);
  • копия паспорта (все заполненные страницы);
  • копия диплома;
  • свидетельство о регистрации в качестве крестьянского фермерского хозяйства (постановка в налоговом органе на учет осуществляется в течение 14 календарных дней);
  • бизнес-план (составить можно самостоятельно или с привлечением сторонних организаций);
  • соглашение на проверку, обработку и хранение персональный данных;
  • рекомендательные письма от муниципалитета при наличии;
  • соглашение о реализации и сбыте готовой продукции.

При отсутствии каких-либо документов комиссия не примет к рассмотрению заявление, участие в конкурсе будет аннулировано.

Повторно подать документы можно в любой момент после открытия приема документов комиссией. Поэтому если с первого раза заявка не прошла отбор, то не запрещается подача в удобное время после коррекции ошибок. Развитие сельского хозяйства имеет приоритетное значение, чем объясняется неограниченное число попыток на участие.

Как реализовать средства

В 2019-2020 году подразумевается не единовременное выделение средств от государства единой суммой, а заключение государственного контракта в рамках программы поддержки.

То есть между фермером и представителями органов власти заключается соглашение, согласно которому в пользу бизнеса выделяются средства в течение всего года.

В контракте прописываются следующие аспекты:

  • сумма субсидирования;
  • сроки отчетности;
  • виды отчетности;
  • целевое назначение субсидирования;
  • порядок возврата средств, которые не были освоены в течение года;
  • ответственность за нарушение пунктов договора.

Если фермер за 2019-2020 год не израсходует выделенные средства в полном объеме, то остаток он будет обязан вернуть в бюджет.

Срок субсидирования составляет ровно год. В течение этого периода государство оказывает материальную поддержку предпринимателю, после чего бизнес или набирает обороты, или показывает свою несостоятельность.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2019-2020 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Правительство введёт НДС для сельхозпроизводителей

Сельхозпроизводителей, которые сейчас платят льготный единый сельхозналог, могут признать плательщиками НДС. Соответствующее поручение премьер-министр Дмитрий Медведев дал по итогам 30-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям. Хотя такое поручение отсутствует в опубликованном на сайте правительства, оно присутствует в бумажной версии.

Согласно данным ФНС, льготный налоговый режим — единый сельхозналог (ЕСХН) — сейчас применят львиная доля сельхозпроизводителей: 94 тысячи средних и мелких предприятий и фермеров против 4 тысяч крупных сельхозорганизаций. Его преимущество — в простоте: он заменяет ряд других налогов (налог на имущество, прибыль, НДС), и компании могут вести упрощённый бухучёт.

Читайте так же:  Какие льготы ветерану боевых действий положены от государства

Однако такая льгота одновременно является и недостатком: не являясь плательщиком НДС, сельхозпроизводители не могут получить возврат НДС из бюджета по различным товарно-материальным ценностям, которые используются в процессе производства (закупка техники, горюче-смазочных материалов и т.д.), увеличивая тем самым себестоимость. По расчётам экспертов, по этой причине затраты сельхозкомпаний, таким образом, завышены на 72 млрд рублей.

— В налогообложении сельхозпроизводителей существует серьёзная проблема, связанная со взаиморасчётами между производителями сырого молока, находящимися на ЕСХН, и переработчиками, находящимися на общей системе налогообложения, — говорит директор по связям с общественностью в Национальном союзе производителей молока Мария Жебит. — В настоящее время переработчики, являющиеся плательщиками НДС, при закупке сырья у производителей, которые плательщиками НДС не являются, теряют право на возмещение НДС, поскольку этот налог просто не выделен в стоимости сырья.

Дополнительные расходы перекладываются на конечного потребителя — стоимость конечной продукции увеличивается. В то же время производители сырого молока, находящиеся на общей системе налогообложения, имеют возможность снизить стоимость на сумму подлежащего возврату НДС (чтобы потом предъявить его к возмещению) и тем самым получают преимущество перед производителями, находящимися на ЕСХН.

— При введении специальных налоговых режимов предполагался ввод одного (единого) платежа вместо множества разных налогов, причитающихся к уплате. Но на практике выяснилось, что в некоторых случаях такие отказы невыгодны для покупателей продукции и услуг, производимых «спецрежимниками», — отмечает юрист бюро «Деловой фарватер» Марина Емельянцева. — В частности, при покупке чего-либо без НДС покупатель, являющийся плательщиком этого налога, не может заявить вычет входящего налога. Поэтому многие крупные компании предпочитают покупать у тех, кто не применяет спецрежимы.

В Госдуме рассматривалось уже несколько законопроектов, которые заставляли бы плательщиков ЕСХН стать и плательщиком НДС, однако из раза в раз они получали отрицательные отзывы правительства и были в итоге отклонены. По мнению правительства, чтобы платить НДС, фермеры могут просто перейти на общую систему налогообложения. Сейчас в Госдуме рассматривается новый вариант (пока ещё официально не внесён), разработанный участниками рынка. Согласно документу, все плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС, но компании с годовым доходом менее 120 млн рублей имеют право на освобождение от этой обязанности.

В Минфине не ответили на запрос Лайфа. По мнению экспертов, с учётом поручения премьера он имеет больше шансов быть принятым, чем предыдущие проекты. Особенно если в итоговом варианте будут оставлены льготы для самых мелких компаний.

— Признание сельхозпроизводителей, уплачивающих ЕСХН, плательщиками НДС, может по-разному отразиться на налоговой нагрузке и, соответственно, конечных ценах сельхозпродукции, — говорит Михаил Грановский, руководитель налоговой практики юридической компании «Базальт». — Так, например, для сельхозпроизводителей, имеющих относительно высокую долю расходов на приобретение техники, удобрений и т.п., включающих НДС, с одной стороны, и реализующих свою продукцию предприятиям-переработчикам или перепродавцам, с другой стороны, это может быть полезно. Связано это с тем, что НДС является косвенным налогом, каждый платит его со своей добавленной стоимости, а включение в цепочку налогоплательщиков НДС предприятия-неплательщика приводит к увеличению совокупной налоговой нагрузки. Для мелких производителей, не имеющих больших расходов, включающих НДС, а, самое главное, реализующих свою продукцию конечному покупателю (физическим лицам) либо мелким предприятиям и предпринимателям, в свою очередь, не являющимся плательщиками НДС (применяющим спецрежимы), данное изменение увеличит совокупную налоговую нагрузку, что приведёт к росту цен.

Таким образом, если планируемые изменения заключаются в предоставлении права сельхозпроизводителям по их выбору становиться плательщиками НДС, это скорее позитивные меры. Если же это будет вменено всем в обязанность, то это серьёзно ухудшит положение указанной категории мелких сельхозпроизводителей.

Впрочем, есть аргументы и в пользу противоположной точки зрения.

— Признание сельхозпроизводителей, использующих режим ЕСНХ, плательщиками НДС, не принесёт агробизнесу особенных выгод, — отмечает управляющий партнёр Kirikov Group Даниил Кириков. — Эта мера повлечёт за собой усложнение бухгалтерского учёта, что будет означать появление дополнительных издержек и рисков. В этом случае даже фиксация максимальной ставки ЕСХН на уровне 3% и рост заинтересованности крупных производителей и ритейлеров в закупках сельхозсырья у мелких и средних поставщиков не смогут компенсировать предпринимателям понесённые убытки. Нововведение будет выгодно покупателям продукции агропредприятий (позволив перерабатывающим и торговым компаниям оптимизировать налоги) и государству (бюджет получит дополнительный доход в размере более 26 млрд рублей). Проигравшими в этой ситуации окажутся сами производители сельхозпродукции и недобросовестные компании, закупающие сырьё через цепочку фирм-однодневок (использование этой схемы только на зерновом рынке приводит к многомиллиардным потерям для казны).

Нулевая ставка налога на прибыль для сельхозпроизводителей

На практике применение льготной ставки по налогу на прибыль сельхозорганизациями вызывает немало вопросов. Рекомендуем проверить, верно ли вы используете льготу, перед составлением годовой отчетности.

Хозяйство должно быть сельхозпроизводителем

Для получения статуса сельхозпроизводителя нужно иметь доход от реализации произведенной продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства и животноводства, в том числе в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов, или заниматься их выловом. Конкретные виды такой продукции и биоресурсов определены постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. Кроме того, следует иметь в виду, что доля выручки от реализации этой продукции и продуктов ее первичной переработки (в том числе на арендованных основных средствах) должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

Тот факт, что в предыдущем году предприятие не относилось к категории сельхозпроизводителей, не создает препятствий для применения льготной ставки уже в текущем году. Это отметили судьи в постановлении Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. № 12390/09.

При расчете доли учитываются не все доходы

Также при расчете доли не учитываются внереализационные доходы, список которых установлен в статье 250 Налогового кодекса РФ. Например, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются самим налогоплательщиком как доходы от реализации (письмо Минфина России от 5 июня 2012 г. № 03-11-06/1/12). Не учитываются также доходы в виде процентов, полученные по договорам займа, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам (письмо Минфина России от 24 октября 2011 г. № 03-11-06/1/17). Не берутся в расчет и доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

Читайте так же:  Выплаты росгосстраха по страховке до 1992 года

Аналогичный вывод сделан для случая, когда организация получила суммы субсидий из бюджета на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе субсидий на одну реализованную дозу биопродукции (письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-11-06/1/10).

Отметим, что перечни доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренные статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ, не являются исчерпывающими, на что обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/035144. Получается, что хозяйства вправе самостоятельно в учетной политике классифицировать доходы, не перечисленные в статьях 249 и 250 Налогового кодекса РФ, определив их как доходы от реализации или внереализационные.

Следует вести раздельный учет

Для расчета налоговой базы полученные доходы сельскохозяйственное предприятие должно уменьшить на сумму расходов. При этом доходы и расходы должны соотноситься. То есть полученные от таких операций доходы могут быть уменьшены только на расходы, понесенные в рамках этих же операций.

Распределению подлежат как общехозяйственные расходы, так и внереализационные. Это объясняется тем, что, согласно требованиям пунктов 2 и 3 статьи 252 Налогового кодекса РФ, расходы в зависимости от их характера, а также условий деятельности сельхозпредприятия делятся на связанные с производством и реализацией (ст. 253 Налогового кодекса РФ) и внереализационные (ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, облагаемой налогом на прибыль организаций по ставке 0 процентов, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности. Если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных расходов к конкретному виду деятельности, то такие расходы распределяются между ними пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов предприятия (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/710).

Аналогичным образом распределяются и общехозяйственные расходы.

Какие доходы облагаются по льготной ставке

Например, по мнению чиновников, сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе применять нулевую ставку к внереализационным доходам, напрямую связанным с основной деятельностью. Об этом сказано в письмах Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/108.

В то же время если поступления не имеют никакого отношения к сельскохозяйственному производству, то они должны облагаться по ставке 20 процентов (письма Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612, от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210). Отметим, что такая точка зрения поддерживается и судьями (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2012 г. № А27-9933/2011).

Если получена субсидия

Например, полученные средства для компенсации расходов, связанных со строительством дороги и газопровода, необходимо учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611).

А вот если предприятием получены бюджетные средства по областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» субъекта Федерации или на развитие семейной животноводческой фермы, то они облагаются по льготной ставке (письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 03-03-06/1/550).

Облагаются по льготной ставке и субсидии, полученные в целях возмещения затрат, совершенных в процессе ликвидации последствий ущерба, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных природных условий, на приобретение минеральных удобрений и дизельного топлива (письмо Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313).

Когда списана задолженность

Проценты облагаются по общей ставке

Какие еще доходы не попадают под льготы

Они указали, что такие доходы подлежат учету при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций, установленная пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ (20%). В то же время, если в силу условий договора предоставляется скидка, связанная с изменением цены товара, внереализационного дохода у покупателя не возникает. К такому выводу пришли финансисты в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/354.

Видео (кликните для воспроизведения).

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

[1]

Источники


  1. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.

  2. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.
  5. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Льготы сельхозпроизводителям
Оценка 2.7 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here