Изменения правил при устройстве детей-сирот в российские семьи

Сегодня предлагаем информацию: "Изменения правил при устройстве детей-сирот в российские семьи" с самым полным описанием. Здесь собрана вся информация по теме. В случае возникновения вопросов - задавайте нашему дежурному специалисту.

Правительство России

Об изменении порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

Постановление от 10 сентября 2015 года №960. В частности, разграничены категории лиц, в отношении которых установлен безусловный запрет на усыновление, и лиц, которые в некоторых случаях могут быть усыновителями.

Постановление от 10 сентября 2015 года №960

Внесено Минобрнауки России.

Федеральным законом от 20 апреля 2015 года №101-ФЗ, принятым в целях реализации Постановления Конституционного Суда от 31 января 2014 года №1-П, в пункт 1 статьи 127 Семейного кодекса были внесены изменения в целях разграничения категорий лиц, в отношении которых установлен безусловный запрет на усыновление, и лиц, которые в некоторых случаях могут быть усыновителями.

Подписанным постановлением вносятся соответствующие изменения в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и контроль за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории России (утверждены постановлением Правительства от 29 марта 2000 года №275) и в Правила подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в других установленных семейным законодательством формах (утверждены постановлением Правительства от 18 мая 2009 года №423).

В целях установления единообразного порядка выдачи и срока действия заключения о возможности граждан быть усыновителями и опекунами установлено, что заключение о возможности граждан быть усыновителями действительно в течение двух лет со дня его выдачи.

Кроме того, подписанным постановлением внесены изменения в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утверждено постановлением Правительства от 6 ноября 2013 года №995).

Правительство России

Об изменении порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

Постановление от 10 сентября 2015 года №960. В частности, разграничены категории лиц, в отношении которых установлен безусловный запрет на усыновление, и лиц, которые в некоторых случаях могут быть усыновителями.

Постановление от 10 сентября 2015 года №960

Внесено Минобрнауки России.

Федеральным законом от 20 апреля 2015 года №101-ФЗ, принятым в целях реализации Постановления Конституционного Суда от 31 января 2014 года №1-П, в пункт 1 статьи 127 Семейного кодекса были внесены изменения в целях разграничения категорий лиц, в отношении которых установлен безусловный запрет на усыновление, и лиц, которые в некоторых случаях могут быть усыновителями.

Подписанным постановлением вносятся соответствующие изменения в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и контроль за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории России (утверждены постановлением Правительства от 29 марта 2000 года №275) и в Правила подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в других установленных семейным законодательством формах (утверждены постановлением Правительства от 18 мая 2009 года №423).

В целях установления единообразного порядка выдачи и срока действия заключения о возможности граждан быть усыновителями и опекунами установлено, что заключение о возможности граждан быть усыновителями действительно в течение двух лет со дня его выдачи.

Кроме того, подписанным постановлением внесены изменения в Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (утверждено постановлением Правительства от 6 ноября 2013 года №995).

Изменения правил при устройстве детей-сирот в российские семьи

Внесены изменения в законодательство, регулирующее устройство детей-сирот в российские семьи.

10 февраля 2014 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 93, в соответствии с которым вносятся изменения в некоторые нормативно-правовые акты по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель указанных поправок — облегчить и простимулировать устройство в российские семьи названных детей.

В частности, из Правил передачи детей на усыновление, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, исключено требование о соответствии жилья потенциального усыновителя санитарным и техническим правилам и нормам. Освобождены от необходимости проходить спецподготовку лица, желающие усыновить ребенка, которые являются или были опекунами (попечителями) и не отстранялись от этих обязанностей. Также исключено требование о прохождении подготовки желающим стать опекунами (попечителями), если они являются или были усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.

Установлена обязанность органов опеки и попечительства информировать граждан, желающих усыновить ребенка или принять его на воспитание в семью, по широкому кругу вопросов, связанных с подготовкой документов.

Стал более жестким контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. В настоящее время, установлены конкретные сроки проведения контрольного обследования данных условий уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства:

— первое контрольное обследование — в первый год после усыновления по истечении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— второе контрольное обследование — по истечении 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— третье контрольное обследование — по истечении 23 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— четвертое контрольное обследование — по истечении 35 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В случае изменения места жительства усыновителя(ей) с усыновленным ребенком орган опеки и попечительства по старому месту жительства усыновителя(ей) с усыновленным ребенком направляет личное дело ребенка в течение 3 дней со дня получения соответствующей информации от усыновителя(ей) в орган опеки и попечительства по новому месту жительства усыновителя(ей) с усыновленным ребенком. Орган опеки и попечительства по новому месту жительства усыновителя(ей) с усыновленным ребенком не позднее дня, следующего за днем получения личного дела подопечного, обязан поставить усыновленного ребенка на учет в установленном порядке. Контрольное обследование по новому месту жительства усыновителя(ей) с усыновленным ребенком проводится органом опеки и попечительства в течение 30 дней со дня его получения личного дела ребенка.

В то же время упрощена система отчетности опекунов и попечителей. Они избавлены от представления документов, подтверждающих произведенные за счет средств подопечного расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Читайте так же:  Какие пособия на ребенка в орловской области

Ужесточены требования к иностранным приемным семьям.

Так, запрещено передавать детей из России иностранцам, состоящим в однополом браке, а также одиноким гражданам государств, в которых такие браки разрешены.

Увеличен срок, по истечении которого возможна передача детей на усыновление иностранцами. Он составляет уже не 6 месяцев, а 12 месяцев после поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Правительство России

О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

Постановление от 2 июля 2013 года №558. Реализация положений постановления будет способствовать созданию условий для увеличения количества передаваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, а также помощи семьям, желающим принять на воспитание детей этой категории.

Постановление от 2 июля 2013 г. №558

Постановление утверждает изменения, которые вносятся в:

правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года №275;

правила подбора, учёта и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, и правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423;

правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года №432.

Кроме того, документом:

уточняется перечень документов, которыми могут подтверждаться доходы граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в семью (добавляются копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации);

исключаются из перечня обязательных документов, представляемых гражданами при временной передаче ребёнка в семью, выписки из домовой (поквартирной) книги или иного документа, содержащего сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;

увеличивается срок действия заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребёнка в семью с одного года до двух лет;

сокращается срок принятия решения о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребёнка в семью с 15 до 7 дней;

увеличивается срок действия медицинского заключения или иного документа о состоянии здоровья граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями ребёнка, с трёх до шести месяцев.

Реализация положений постановления будет способствовать созданию условий для увеличения количества передаваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, а также помощи семьям, желающим принять на воспитание детей этой категории.

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 155.2 СК РФ

1. Комментируемая статья определяет момент возникновения полномочий организации для детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к переданному в нее ребенку. Это момент принятия органом опеки и попечительства акта об устройстве детей в указанную организацию. В данном акте четко и недвусмысленно должно быть указано на то, что ребенок помещается под надзор такой организации и что она обязана в соответствии с комментируемой статьей исполнять обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также по защите их прав и законных интересов.

При наличии такого акта можно отграничить случаи временной передачи ребенка, например, в социальный приют для целей временного проживания несовершеннолетнего, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и случаи устройства ребенка в подобную организацию. При временной передаче ребенка у социального приюта прав и обязанностей по законному представительству в отношении ребенка не возникает.

Читайте так же:  Компенсация за время вынужденного прогула


2. Организация для детей, оставшихся без попечения родителей, не является опекуном (попечителем) детей в собственном смысле этого слова, поскольку в соответствии с Законом об опеке опекунами и попечителями могут быть только физические лица (граждане). Вместе с тем к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (см. комментарий к ст. 148.1 СК).

Кроме того, на основании ст. 1 Закона об опеке положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

3. Комментируемая статья впервые на законодательном уровне закрепила так называемый гостевой режим пребывания детей в семьях — временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Речь идет о случаях кратковременного пребывания ребенка в семье в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития.

[2]

Условия передачи ребенка в семью в рамках гостевого режима:

— такая передача отвечает интересам ребенка. С целью установить, не противоречит ли интересам ребенка пребывание в семье, необходимо прежде всего выяснить его мнение (ст. 57 СК);

— пребывание в семье имеет целью обеспечение воспитания и гармоничного развития ребенка (приобщение к культуре семейного общения, знакомство с бытом семей, организацией досуга и пр.);

— пребывание ребенка в семье не создаст угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам;

— пребывание ребенка будет кратковременным. По общему правилу передача ребенка в семью допускается на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др., но на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца;

— принимающая семья состоит из граждан, постоянно проживающих на территории РФ.

Основанием для пребывания ребенка в семье является распоряжение администрации организации для детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи администрация вправе обращаться к органу опеки и попечительства, который ведет банк данных о кандидатах в опекуны (попечители) с просьбой дать информацию о гражданах, желающих принять ребенка в семью временно. Таким образом, гостевой режим может стать предварительным этапом для последующего усыновления, опеки или попечительства. Состоявшееся на этом этапе знакомство ребенка с принимающей семьей может перерасти в более длительные отношения.

Граждане, принимающие ребенка в порядке гостевого режима его пребывания, не становятся законными представителями ребенка и не приобретают каких-либо иных прав опекуна (попечителя). На них лишь возлагается обязанность обеспечить безопасность ребенка. Указанным гражданам запрещено вывозить ребенка за пределы Российской Федерации.

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам определены Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». Этот подзаконный акт предъявил настолько жесткие требования к гражданам, желающим взять ребенка на короткий срок, что гостевой режим пребывания детей в семьях оказался под угрозой.

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Ст. 123 СК РФ

1. Брошенные дети — давнее социальное явление. Еще в средневековых монастырях оборудовались в воротах специальные полки, где женщины, родившие ребенка вне семьи, могли оставить его на попечение монахов.

В царской России опека считалась престижным делом. Была разработана строгая система органов. В 1764 г. по инициативе И.И. Бецкого при Екатерине II открылся Московский воспитательный дом, принимавший брошенных детей и сирот. В его состав входили родильный госпиталь, отделение для грудных детей, сиротский институт, ведомство для деревенских воспитанников. В институте сироты получали университетское образование, по окончании этого заведения их устраивали на работу, как правило, гувернерами. Менее способные дети получали навыки ремесла. Некоторых детей отдавали в состоятельные крестьянские семьи. При этом выплачивались денежные суммы как приемным родителям, так и самим воспитанникам по достижении ими совершеннолетия.

Московский воспитательный дом существовал на средства меценатов (Трубецких, Голицыных, Демидовых и др.). Они же предоставляли свои загородные резиденции для летнего отдыха детей. Руководил воспитательным домом Опекунский совет во главе с генерал-поручиком И.И. Бецким.

И в дальнейшем устройством детей-сирот в России занимались царственные особы; так, императрица Мария Федоровна продолжила традицию личной опеки сиротских домов .
———————————
См.: Голякова Е. Сироты императрицы // Российская газета. 07.03.2002.

2. Не стал исключением из общего правила и советский период отечественной истории. Государство занималось судьбой детей, оставшихся без семейной опеки, на законодательном уровне. Так, 1 апреля 1936 г. было принято Постановление СНК «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся»; 23 января 1942 г. — Постановление СНК «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей».

[1]

3. Что же предусматривает в этой области современное законодательство, какие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ныне используются на практике?

В п. 1 комментируемой статьи дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он является исчерпывающим. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ исключил существовавшую ранее возможность закрепления иных форм устройства в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК). Как отмечалось, иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не существует. Не могут быть предусмотрены они и законами субъектов Федерации. Указанными законами могут быть предусмотрены лишь случаи, в которых допускается передача ребенка в патронатную семью.

Читайте так же:  Какие пособия на ребенка в мордовии

Основными среди названных форм являются так называемые семейные формы — усыновление, опека (попечительство) всех видов. Передача ребенка в семью во всем мире признается предпочтительным способом жизнеустройства ребенка по причинам в первую очередь психологического свойства. Как показывает многолетняя практика, коллективное воспитание оставленных своими родителями детей в специализированных учреждениях ни к чему хорошему не приводит. К сожалению, идеальных детских домов не бывает: даже если ребенок там обеспечен материально, окружить его душевной заботой сотрудники таких заведений могут не всегда.

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени.

В соответствии с Законом об опеке опека над детьми — это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия. Попечительство над детьми — такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В настоящее время законодательно закреплено несколько видов опеки и попечительства. Так называемая классическая (обычная) опека (попечительство) осуществляется на безвозмездной основе. В свою очередь, «платная» опека (попечительство) имеет место на условиях предоставления опекунам (попечителям) вознаграждения в денежной или иной форме.

В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ к видам «платной» опеки (попечительства) относятся приемная семья и патронатная семья, т.е. опека (попечительство) по договору. Различия между приемной и патронатной семьей сводятся к тому, что приемная семья образуется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (глава 21 СК России), а патронатная — в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации. Иных различий между договором о приемной семье и договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) не существует.

Кроме того, действующее законодательство не исключает иных видов возмездной («платной») опеки (попечительства). Пункт 1 ст. 14 Закона об опеке упоминает о приемной и патронатной семьях лишь как о разновидностях опеки или попечительства по договору.

4. Помимо семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, комментируемая статья предусматривает также возможность устройства детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

К числу таких организаций относятся исключительно образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, а также некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы. Поэтому, например, допускается создание приюта при церкви в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК), созданного религиозной организацией.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ. К сожалению, в настоящее время такие требования не установлены.

Правовое регулирование устройства детей в специализированные организации представлено в СК РФ новой гл. 22, введенной в Кодекс Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ. С момента введения в действие названного Закона утратило силу Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 «Правила организации детского дома семейного типа», поскольку действующее законодательство не предусматривает такой формы устройства детей.

Нормативно-правовая база, регулирующая и защищающая права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей, отдавая предпочтение семейному воспитанию. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Главными источниками действующего законодательства в данной области являются:

Международные правовые документы:

  • — Хартия детства;
  • — Декларация прав ребенка (1959);
  • — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • — Конвенция ООН о правах ребенка (1989), где в ст. 20 утверждается, что: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства — участники в соответствие со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком». В ст. 21 говорится о том, что в странах, где усыновление признается и / или разрешается, оно может осуществляться исключительно в наилучших интересах ребенка и при наличии разрешения компетентных властей, а также гарантий для ребенка.

Федеральные правовые документы:

Основополагающими документами в системе нормативно — правовой базы социального обслуживания детей — сирот являются:

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

  • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;
  • 2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543) существует целевая программа «Дети — сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.

Читайте так же:  Условия получения субсидии на строительство дома

Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ в том числе:

  • — «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992 г.);
  • — Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
  • — Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями на 21 декабря 2000 г.);
  • — Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • — Приказ Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в:

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1095 от 13 сентября 1996 г. «Об утверждении примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» предусмотрены Рекомендации, определяющие типы учреждений. В Приложении к Рекомендациям данного постановления дается примерное Положение о семейной группе.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159 — ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) [40], в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

— При получении образования.

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральный Закон «Об образовании» предусматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении [40];

— В области труда и занятости.

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий. Включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ для трудоустройства таких граждан [40];

— При медицинском обслуживании.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. В том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показателей, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно [40];

— В жилищной сфере.

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление и предоставление жилья, контроль за его фактическим использованием, до наступления совершеннолетия выпускников государственных учреждений, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащими несовершеннолетним выпускникам.

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Выводы по первой главе

Дореволюционный опыт решения проблем сиротства содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический интерес для современной социальной работы.

В условиях перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми незащищенными оказались дети.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям.

Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшается, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

Большинство детей-сирот не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти.

Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из самых сложных и наименее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслуживает создание условий для нормального развития ребенка, его социальной адаптации в нормальных современных условиях жизни.

Читайте так же:  Регистрация квадрокоптеров в росавиации

Важным направлением государственной работы является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей; осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

Актуальные проблемы семей, принявших на воспитание детей-сирот

В современном обществе приемные родители сталкиваются с совокупностью проблем — факторов, препятствующих развитию и функционированию семьи. Перед семьями, принявшими на воспитание детей, встают серьезные юридические, социальные, экономические, этические, психологические, педагогические и медицинские проблемы. Правовые проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, обусловлены слабым развитием механизма реализации законодательных актов, принятых на федеральном уровне. Экономические сложности характеризуются ограниченными финансовыми ресурсами региональных бюджетов, как для оплаты труда приемных родителей, так и для предоставления пособий детям. Также отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям.

Исследователи проблем устройства детей-сирот в семью (Р.В. Овчарова, Т.В. Архиреева, Г.С. Красницкая) психологические проблемы характеризуют большей значимостью, чем социально-экономические. Вероятно, это обусловлено тем, что потенциальные родители, планирующие принять ребенка в семью, сводят к минимуму социальные проблемы. Рассматривая социально-психологический блок проблем, необходимо обратить внимание на сложности, возникающие в связи с адаптацией ребенка в приемной семье.

Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.

Детям-сиротам, жившим до устройства в семью в специализированных учреждениях, трудно привыкнуть к смене условий, переменам в жизни. Кандидат педагогических наук Г.С. Красницкая в своей работе «Адаптация в приемной семье» отмечает несколько стадий при адаптации ребенка в новых условиях:

  • · Первая стадия — «Знакомство» или «Медовый месяц». Этот период характеризуется опережающей привязанностью друг к другу. Родители стремятся обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь. В это время ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. На этой стадии родители впервые сталкиваются с проблемами: некоторые начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.
  • · Вторая стадия — «Возврат в прошлое» или «Регрессия». Начинается длительный процесс притирания. Ребенок понимает, что родители — другие люди, в семье — другие правила. Происходит ломка сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка.
  • · Третья стадия — «Привыкание» или «Медленное восстановление». Ребенок начинает вести себя естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи, привыкает к правилам поведения. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни.

[3]

Пройдя стадии адаптации, приемные (усыновленные) дети, как правило, в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок[20].

Другой не менее важной проблемой является функционирование приемной семьи, как института воспитания и социализации детей. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в замещающей семье имеет большое значение. Родители, усыновившие ребенка, обязаны «обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие»[6]. Задачей родителей является воспитание полноценной личности, подготовленной к выполнению различных социальных ролей. Возникает проблема компетентности приемных родителей. В зарубежных странах практикуется образование и подготовка потенциальных родителей, например, в Швеции для усыновления одного ребенка необходимо окончить курсы и получить согласие психологов, а в Австрии и Германии, чтобы стать матерью-воспитательницей требуется год практики в детском учреждении и год учебы в материнской школе. В большинстве стран мира лица, не прошедшие специального обучения, не получат лицензии на воспитание чужих детей.

Законодательство нашей страны привлекает людей без специального образования к воспитанию детей, имеющих проблемы в развитии, образовании, различные заболевания. До сих пор не разработана отечественная методика отбора приемных родителей.

Актуальна проблема отсутствия либо неполноты данных о наследственности ребенка, состоянии его здоровья на момент устройства в семью и при рождении. На воспитание в замещающую семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • — дети-сироты;
  • — дети, родители которых неизвестны;
  • — дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • — дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
  • — дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Возникает вопрос возможного влияния генов биологических родителей ребенка на его медицинские характеристики и на его развитие как личности. Современные научные исследования доказали, что генетические факторы играют значительную роль в формировании психологической личности человека[12]. Психологические, социально-экономические, медицинские и другие сложности, с которыми сталкиваются приемные родители, часто приводят к проблеме возвратов приемных детей в детские дома. За 2009 год Минобрнауки зафиксировал, что российские приемные родители отказались от 8 тысяч приемных детей. Помимо этого, выявлено более 3 тысяч случаев жестокого обращения с приемными детьми. В 2010 году приемные родители и органы опеки вернули в детдома уже 8,2 тысячи детей[10]. Решение проблем позволит сократить число возвратов детей в государственные учреждения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ проблем приемных родителей позволяет сделать вывод, что замещающая семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, а также психологическую защиту.

Источники


  1. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  2. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

  3. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  4. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  5. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
Изменения правил при устройстве детей-сирот в российские семьи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here